Как запустить коллаборацию и избежать факапов
Что такое коллаборация и зачем она нужна брендам
Такое сотрудничество предполагает выгоду для каждой из сторон. Вот за какими профитами люди и компании идут в коллаборации:
Обмен аудиториями. Стороны выходят на целевую аудиторию друг друга, взаимодействуют с ней, знакомят ее с партнером. За счет этого значительно повышаются охваты. Допустим, музыкант привлек художника к созданию обложки для своего альбома: о художнике узнала аудитория музыканта, а о нем и его альбоме — аудитория художника.
Увеличение продаж. Продажи растут за счет привлечения новых людей и повышенного внимания к проекту. А часто коллаборации становятся громкими инфоповодами, которые привлекают и дополнительную аудиторию. Так, часто в магазинах одежды выстраиваются очереди за коллекциями, которые вышли в партнерстве со знаменитыми дизайнерами.
Обмен опытом. Партнеры обмениваются опытом и знаниями в процессе создания и продвижения проектов. А еще коллаборации — способ получить свежий взгляд на процессы компании от партнера. Команды брендов плотно работают вместе, делятся инструментами, подсказывают, где и что можно усилить и улучшить.
Снижение затрат. В партнерстве можно разделить затраты на разработку, производство и маркетинг. Особенно это актуально, если своих ресурсов или опыта не хватает. Например, кофейня хочет выпустить мерч, а чтобы не тратить ресурс на дизайнера и производство самостоятельно, ей проще заколлабиться к каким-то брендом одежды.
Улучшение репутации и повышение лояльности. Совместные проекты повышают уровень доверия аудитории. Бренд становится более значимым в их глазах, если смог привлечь надежного партнера. Так, небольшой бренд обуви может громко заявить о себе, если привлечет к созданию коллекции известного стилиста.
Коллаборации можно сравнить с кросс-маркетингом, который дает обмен аудиториями, повышает охваты и рейтинги, создает новые касания для продаж. Но основное в них — именно создание чего-то нового путем объединения усилий.
Виды коллабораций для брендов: классификация и примеры
Бренд+бренд. Сотворчество компаний и брендов, когда они объединяют усилия сотрудников для создания проектов/продуктов.
Callibri тоже периодически запускают коллаборации, одна из них — с гирляндошной «Так себе праздник». Ребят, выпускающих гирлянды с забавными фразами, показал сммщик. Написали им, и в результате получился дроп фраз-мемов для маркетологов. Придумывали фразы обе стороны, а еще устроили конкурс среди подписчиков в соцсетях — посты получились очень охватные.
Бренд Sela выпустил коллекцию с героями советских мультфильмов. Чтобы использовать знаменитых персонажей компания получила лицензию «Союзмультфильма».
Объединяя опыт и навыки, компании могут реализовывать идеи, которые невозможно было бы реализовать в одиночку.
Бренд+личность. Компании приглашают знаменитостей и инфлюенсоров, чтобы разработать что-то совместно либо чтобы они стали лицом проекта. Поклонники, прислушиваются к рекомендациям медийных личностей, поэтому шансы на успех кампаний высоки.
Пожалуй, самая известная коллаборация бренда и знаменитости — культовые кроссовки Air Jordan, выпускаемые Nike совместно с баскетболистом Майклом Джорданом. Сотрудничество началось еще в 1984 году и длится до сих пор.
Примеры сотворчества есть в разных сферах, одни из самых интересных — в моде. Часто инфлюенсеров приглашают в качестве креативных консультантов. А, к примеру, российский бренд 2mood выпускает совместные капсулы с художницами с принтами на основе их работ.
К этому виду коллабораций можно отнести также конференции, круглые столы, мастер-классы — когда компания приглашает известную личность выступить на своем мероприятии.
Изначально фонд «Дом с маяком» обратился к нашим друзьям из Zebra Hero с запросом на создание креативного ролика. В процессе работы они увидели возможность масштабировать проект. Тогда подключились мы, перенесли концепцию коллег в digital-среду и взяли ответственность за продвижение. Приоритетной задачей было информирование широкой аудитории о проблемах и реальности тяжелобольных пациентов хосписа. Естественно, у проекта также стояли KPI по охватам, переходам на сайт, количеству публикаций и фандрайзингу средств.
А магазин Divan.ru выпустил совместную линейку мебели в соавторстве с сотрудниками и студентами фонда по поддержке людей с расстройством аутистического спектра «Антон тут рядом». При создании учитывали сенсорные особенности таких людей, а в качестве принтов использовали их рисунки.
Независимо от того, какой вид коллаборации хотят реализовать, важно тщательно подготовиться к процессу. Ниже рассмотрим, на что стоит обратить внимание.
Как организовать коллаборацию и что учесть
Как выбрать партнера для коллаборации. Основной критерий при выборе партнера — совпадение по ценностям. Нужно проанализировать, с кем у вас похожи взгляды и подход, пересекается аудитория. Будет странно, если производитель блокнотов с трекерами полезных привычек привлечет к созданию новой серии известного блогера, который далек от режима и здорового образа жизни, транслирует совсем противоположное. Это может вызвать недопонимание и у аудитории бренда, и у аудитории блогера.
Коллаборации — это не просто два логотипа на футболке, контекст должен быть сильно глубже. Чтобы не получилось проходного коммерческого спецпроекта, который просто освоит бюджет и про него все забудут через день после релиза. Поэтому классные коллабы получаются у команд, которые мэтчатся по ценностям. Вам должно быть понятно и приятно друг с другом работать. Мэтчиться должны и сами команды — потому что предстоит долгая совместная работа.
Коллаборации — отличный шанс проявить себя для маленьких брендов. Не стоит считать, что это только для больших, а коллабиться могут только равносильные партнеры. Многие компании с сильным брендом радостью поддерживают небольшие проекты как раз в случае совпадения ценностей.Главное — продукт и soft skills менеджеров. Мы с радостью коллаборируем с небольшими брендами, которые только выходят на рынок. Так, в свое время мы познакомились с проектом AKTUALNO.VSE (мы обожаем стикерпаки!), а теперь ребята работают с корпорациями и выпускают крутые коллекции. Говоря о поиске партнеров, мы выбираем либо бренды, которые нам близки (наша команда носит их одежду, пользуется их услугами и так далее), либо тех, с кем мэтчимся по вайбу.
Как договариваться о коллаборации. При первом контакте с потенциальным партнером нужно донести идею проекта и то, какую выгоду он может получить, чтобы заинтересовать его. Если найти теплый контакт не получится, подойдет и вариант письма примерному ЛПРу. Оформить это все желательно в простой и понятной форме, с емким рассказом о себе и об идее.
Будет отлично, если запрос будет в формате понятной мини-презентации, которую человек сможет показать коллегам.
Важно позаботиться о визуальной подаче: оформите продукт в стильное и понятное коммерческое предложение: так у нас останется не список вопросов, а список идей для коллаборации. Большие лонгриды в сообщениях не всегда дочитывают. Вы же точно любите свой продукт? Влюбите в него и другую команду.
На запросы будут приходить и отказы, не стоит воспринимать это как провал. Можно вернуться с идеей позже, доработав ее, или подумать, кому еще ее можно предложить.Если ценности брендов совпадают, всегда можно найти точки пересечения в рамках проектов. Однако подходящий момент не всегда наступает сразу, поэтому иногда стоит подождать лучшего времени. Мы так часто возвращаемся к партнерам даже спустя полгода, потому что появился тот самый запрос, который идеально можно закрыть в коллабе.
Как создавать и продвигать проект. На этапе переговоров и обсуждения проекта важно обговорить максимум деталей, чтобы в процессе возникало меньше вопросов, и он не стопорился. Заранее всего не предусмотреть, но по этим пунктам точно стоит договориться сразу:
- доходчиво сформулировать, в чем ваша уникальная идея, чтобы это было понятно и партнерам, и аудитории;
- обсудить и зафиксировать в договоре, кто и за что отвечает и на этапе создания, и на этапе продвижения;
- обсудить ожидания сторон от коллаборации, в чем они будут измеряться: количество проданных товаров, медиаохват, расширение аудитории и так далее.
Главное — честность с обеих сторон: открыто обсуждать ожидания, условия и сразу обозначать моменты, в которых невозможно пойти на компромисс. Именно в этой открытости заложен успех дальнейшей коммуникации. Важно понимать, что ответственность за результат лежит на обеих сторонах. Разговор о готовности включаться, вкладываться, а не просто распределять роли, где один тащит, а другой идет рядом, — стоит вынести в повестку уже на первых созвонах.
Если проект коммерческий, заранее фиксируются детали выплаты прибыли или роялти. Обычно доли распределяются в зависимости от того, насколько активно стороны принимают участие в проекте, достигнуты ли KPI. Например, если блогер участвует непосредственно в создании продукта и транслирует это подписчикам, его роялти будет выше, чем в случае, если он покажет уже готовый именной продукт.Коллаборации, как и любой другой проект, должны иметь под собой определенные цели, а результат необходимо прогнозировать и оцифровывать.
Как анализировать эффективность коллаборации. Нужно оцифровывать результаты в зависимости от того, какие метрики наметили партнеры. Например, если целью был трафик, проверить, удалось ли привлечь достаточно внимания и в какой срок.
Что делать, если что-то идет не так?
При любой реализации проекта может возникнуть множество мелочей, и что-то пойдет не так. Но самое неприятное в коллаборации — это если поругаются команды, и вы поймете, что больше не видите вместе этот проект. Лучше поставить его на паузу, на какой бы стадии реализации он не находился: обсудить что-то, возможно, развернуть проект в другую сторону, передоговориться или же отказаться. Все просчитать и предугадать заранее невозможно. Важно всегда быть готовым договариваться.
Вот что нужно запомнить о коллаборациях
- обмениваются аудиториями;
- повышают лояльность;
- обмениваются опытом;
- получают финансовую выгоду.
- ваши с партнером ценности совпадают;
- вы понимаете целевую аудиторию проекта;
- вы распределили ответственность, обсудили и зафиксировали все детали.
У Callibri есть телеграм-канал — присоединяйтесь, чтобы не пропустить свежие кейсы, материалы блога и обновления сервисов.
Опубликуйте статью в блоге Callibri
Подойдут материалы про маркетинг, продажи и клиентский сервис