Как сделать интерфейс сайта дружелюбным для пользователя?
Опубликовано: 23.08.2021
11
0
Меня зовут Алексей Кулаков, я генеральный директор digital-продакшена JetStyle. Больше 15 лет я занимаюсь дизайном взаимодействия — проектирую привлекательные для пользователя интерфейсы с удобной структурой.
За это время сменилось немало трендов и предметом внимания дизайнера наконец стал опыт, который он создает. Это особенно заметно в среде, где для коммуникации используют множество каналов: сайты, мессенджеры, видео, аудио, почту, опыт в оффлайне и т.д. Но создавать дизайн только как набор экранов больше нельзя — получается всё хуже. Поэтому всё чаще мы концентрируемся на создании клиентского опыта (CX) и опыта пользователя (UX) внутри него.
В этой статье я расскажу о том, как устроен дружественный для пользователя сайт. Разберёмся, какие сценарии пользовательского поведения существуют, а также поговорим про то, чем UX отличается от UI и и задачах навигации на сайте.
User friendly сайт — что это
Во-первых, это сайт, который хорошо вписан в сценарий клиента и выполняет цели человека. Во-вторых, у него хорошее юзабилити — другими словами, им удобно пользоваться.
Что значит «вписывается в цели пользователя» и почему это важно? Например, школьник из 8-го класса по пути домой увидел баннер с Бэтменом и Суперменом и надписью «супергерои программирования». Он не знает, что это такое, и может только зайти на указанный сайт и посмотреть информацию, если его зацепит сообщение. Что он должен понять и сделать, чтобы мы могли считать этот опыт успешным? Что это крутой конкурс для ребят 12-17 лет, которые умеют программировать, что есть смысл в нем участвовать — и зарегистрироваться. Для этого он должен увидеть на сайте главное: почему конкурс крутой, что ценного он ему даст. А ещё должен быть легкий путь к регистрации. На выходе нам нужно, чтобы школьник выложил свой проект — это и для него тоже должно быть понятно и просто.
Читайте также
Если сайт никак не встроен в сценарий человека, не помогает ему достичь цели — решить задачу, с которой он пришел сюда, то как бы мы ни бились над юзабилити, никто не оценит удобство интерфейса.
Задайте себе вопрос: какую работу выполняет сайт для пользователя? Как изменится поведение или жизнь человека после взаимодействия с интерфейсом? В рамках любой коммерческой задачи мы всегда действуем только в целях бизнеса и клиента. И исходим из аксиомы, что нам нужно найти то место, в котором достигаются цели и тех, и других. Так вот, юзерфрендли — это, в первую очередь, про цели клиента.
Цели человека и сценарии пользовательского поведения
Цель — это то, ради чего человек вообще действует: представление о том, как изменится жизнь после взаимодействия с продуктом. Цель пользователя — не обязательно приобретение товара, но она обязательно изменяет его поведение, так как он хочет.
В жизни цели обычно вложены друг в друга как матрёшки, и к помощи интернета человек может обратится за любым из уровней. Например:
- Я хочу узнать как проехать к офису,
- потому что я хочу убедиться, что меня не кинут (а я доверяю только взгляду в глаза),
- чтобы на месте окончательно определиться с выбором модели велосипеда,
- и уже наконец его купить,
- потому что я хочу ездить в город на велосипеде, а не на машине,
- потому что я надеюсь, что так я увеличу норму движения и сброшу наконец вес,
- стану лучше себя чувствовать,
- и буду нравиться себе в зеркале.
В конечном итоге тут цель человека — «нравиться себе в зеркале». Но для проектирования интерфейсов нас интересует цель в тех терминах, в которых пользователь её перед собой ставит, открывая браузер для «вот этой вот задачи». Если он идет к цели «я хочу попасть в офис», надо сначала ему помочь в этом. Понять, какие ему предстоят задачи (в данном случае: найти адреса офисов, соотнести их с местами, где он регулярно бывает, решить когда он поедет и откуда — из дома или с работы, выбрать транспорт, прикинуть маршрут и не забыть это всё до момента визита).
Эти задачи сложатся в сценарий, который должен помочь прочти интерфейс. После того, как мы помогли ему решить ту задачу, ради которой он к нам пришел, мы можем продолжить сценарий, перейдя к следующей цели, предложить ему продолжить диалог с нашим сайтом. Например, о том какие у нас есть модели велосипедов.
Примеры целей:
- Я куплю Новый телефон Huawei. В этот раз у нормального продавца, и наконец смогу делать снимки достойного качества (я уже определился с моделью, и мне надо помочь выбрать продавца).
- Я определюсь с тем, хочу ли я покупать беговую дорожку. Если да, то пойму, какую и сколько денег надо отложить из бюджета (еще не понимаю, хочу ли я вообще покупать товар, мне надо помочь сделать выбор).
- Выбрать компанию, которая будет делать ремонт полов в моей квартире (уже начал ремонт стен, мне срочно требуется другая бригада вместо этой — нужна помочь со сменой исполнителя на более надежного).
В это же время у бизнеса есть свои задачи для сайта:
- получить оплату заказа,
- зарегистрировать пользователя,
- добиться заполнения формы,
- получить данные опроса,
- получить разрешение на подписку,
- продать новый тарифный план.
Прежде, чем ставить задачи на сайт, нужно описать, какой сценарий развивается в жизни человека:
- Как возникла проблема у человека.
- Как он перешел к ее решению.
- Какие шаги ему надо предпринять без вашего сайта или приложения.
- Как он получил профит, или почему у него не получилось.
- Куда он пошел после завершения сценария.
А затем при проектировании сайта предложить некоторые изменения: чтобы ситуация стала лучше для человека, и его сценарий изменился относительно текущего. Поменяются третий и четвертый пункты нашего списка:
- Какие шаги ему надо предпринять, с помощью нашего приложения/сайта.
- Как он получил профит, и чем ситуация стала лучше.
Чтобы это изменение в его жизни произошло, надо понять, какие барьеры ему мешают сейчас, и снять их в процессе коммуникации. Пример: человек ищет в интернете, где смотреть любимые сериалы? Какие у него барьеры?
Читайте также
- «я не знаю, как выбрать стриминговый сервис, большая ли там библиотека»;
- «я не понимаю, сколько это должно стоить»;
- «у меня нет доверия к этому сервису, действительно ли он подойдет мне и моей семье? сможет ли им безопасно пользоваться мой ребёнок?».
- Сперва описываем сценарии — как пользователь продвигается к цели своего визита.
- Фиксируем моменты, которые должны быть в сценарии решения задач.
- Компонуем их по экранам. Даем экранам названия, чтобы было понятно, что там происходит.
- Рисуем карту переходов по страницам.
Пример карты переходов для образовательного проекта
Метрики юзабилити сайта
Мы убедились, что на нашем сайте есть какая-то польза для человека — это база. Следующий уровень — уровень комфорта. Теперь нам нужно удостовериться, что сайт удобен, эргономичен и соответствует нормам юзабилити .
В юзабилити я обычно пользуюсь следующими метриками:
- Обучаемость. Вам сразу понятно, где вы находитесь, что здесь можно делать, как ведет себя интерфейс — ни про что не нужно догадываться. С обучаемостью всё в порядке, если вы пришли на сайт и с самого начала быстро в нем разобрались.
- Запоминаемость. Например, вам было сложно первый раз разобраться в интерфейсе, но вы возвращаетесь через три недели и знаете, что нужно делать.
- Процент пользовательских ошибок — негативная метрика. Ошибки бывают минорные и критические. Критические — когда пользователь не смог выполнить свою задачу: пришел на сайт, тыкался-тыкался, с задачей не справился, зашел в тупик. Есть ошибки некритические: когда представление пользователя о том, как себя будет вести интерфейс расходится с тем, как он ведет себя на самом деле, но сценарий всё-таки выполняется, пользователь доходит до своей цели.
- Эффективность. Пользователь тратит сколько-то усилий для достижения своих целей: эти усилия можно измерять во времени, которое пользователь тратит, чтобы достигнуть своей цели, или в количестве кликов. Высокая эффективность — это когда человеку нужно приложить мало усилий для достижения задачи. В идеале задача должна решаться вообще без усилий.
- Субъективная удовлетворенность. Если предыдущие метрики можно измерить, глядя на пользователя снаружи, — просто смотреть, что он делает — то уровень субъективной удовлетворенности мы не поймем без разговора с пользователем. На удовлетворенность влияют не только эти 4 метрики, но и имиджевое соответствие: насколько представление пользователя о том, как этот сайт выглядит, совпадает с реальностью, какой tone of voice у контента. Насколько его впечатление совпадает с тем, что сайт для таких как он, в его актуальном контексте. В конечном итоге, клиенту или приятно, или неприятно пользоваться интерфейсом.
Для разных сайтов иерархия этих метрик будет отличаться. Вот несколько примеров:
- Например, если мы говорим о сценарии покупки в один клик, когда пользователь впервые столкнулся с лендингом, купил, и больше мы с ним не взаимодействуем — то основные метрики, которые нам важны — обучаемость и процент пользовательских ошибок. И мы оптимизируем сайт под них. Но в 2021 году кейс, когда клиент пришел, увидел и купил — не основной.
- Работа с повторной продажей. Если пользователь уже ответил на многие вопросы, не заставляйте его повторять ненужные операции. Важно, чтобы он быстро вспомнил логику навигации и повторил заказ. Также хорошо бы проявить заботу и благодарность — например, предложить скидку за повторную покупку.
- Длительная продажа. Часто пользователи не покупают при первом посещении — помогите им и покажите, что они смотрели в прошлый раз, предложите подписаться на рассылку. Сайт должен помогать в телефонной продаже: очень важно иметь простую для объяснения в разговоре навигацию (простые адреса, внятную структуру отдельной страницы, четкое зонирование).
Отличие UX от UI
Нам нужно понимать, какую пользу мы приносим клиенту, попасть в его контекст, иметь предположение, что для этого человека является привычным и сделать интерфейс, предложив ему хороший контент или сервис. Мы занимаемся user experience — созданием ценного опыта пользователя, улучшением конверсии, проектированием сценариев и содержания. UX — это про то, как пользователь себя ведет, как это поведение измерять, проектировать, про что говорить.
Читайте также
User Interface, в свою очередь, отвечает на вопрос «как выглядит интерфейс». К UI относятся:
- как выглядят сервисные функции — визуальная примерка платья с помощью дополненной реальности, возможность положить товар в корзину или избранное, сравнение параметров товаров;
- паттерны: табы, радиобаттоны, кнопки, линки, свайпы;
- экраны — главная, поисковая выдача, страница товара, страница корзины;
- модули — это визуальные «фразы», например, форма регистрации, лид статьи
- и т.д.
Чтобы пользователю было комфортно, нужно заниматься и UX, и UI, но UI должен быть подчинен UX.
Рекомендации по UI:
- Главное внимание — главным действиям. Когда вы находитесь на каком-то экране, нужно четко понимать, какому сценарию экран посвящен. Элементы интерфейса, связанные с главным сценарием, должны быть на самом заметном месте. Не должно быть такого, что самая главная ценность, которая есть в интерфейсе, находится за какой-нибудь плашкой в третьем экране сверху — её никто не увидит.
- Когда вы располагаете элементы по экрану, должна быть явная иерархия заметности элементов. Вы что-то хотите показать клиенту в первую очередь, что-то — во вторую. Это похоже на планы восприятия в изобразительном искусстве: то, что на первом плане и в центре композиции — крупное, то, что на среднем — оттеняет его и вступает с ним в диалог, то, что на фоне — не выпячивает своих деталей. Это правило применяется для выбора контраста между размерами и оформлением элементов. Контраст должен быть явным.
- Необходимый минимум стилей оформления. Стили оформления — это слова и правила визуального языка, которым вы пользуетесь. На освоение закономерностей пользователь тратит умственные усилия, поэтому правил надо вводить мало и придерживаться их во всех интерфейсах. Так пользователь быстрее поймет, как тут всё устроено, и будет меньше ошибаться. Кроме того, когда мы считываем визуальные закономерности и понимаем, что всё аккуратно организовано, пространство воспринимается как более приятное.
- Навигация должна отвечать на вопрос «где я нахожусь»:
- это страница товара,
- это результаты поиска,
- это главная страница сайта,
- я сейчас на странице корзины и т.д.
А также пользователь должен понимать, где он находится относительно других страниц сайта: как ему вернуться туда, откуда он пришел, где он находится по отношению к главной и т. д. Третья задача навигации — отвечать на вопрос «что я могу здесь делать?». - Мобильный экспириенс стоит проектировать первым. В 21-году почти во всех сценариях больше половины опыта человек получает через мобильный интерфейс. Кроме того, проектируя мобильный интерфейс, вам придется сконцентрироваться на главном — после этого будет проще организовать десктоп.
- Быстрая загрузка элементов — еще один важный фактор, который прямо влияет почти на все метрики юзабилити. А еще сильно влияет на ранжирование в поисковых системах.
Читайте также
Вместо итогов
Самый главный совет будет примерно такой:
интерфейс должен быть привычным, чтобы быть комфортным. Выделяться нужно контентом и ценностью, которую создает сервис.
Для этого проводите анализ референсов — очень простая практика, которой часто пренебрегают. Повторите путь пользователя, пройдите его сценарий: зайдите в интернет, откройте первую десятку ссылок по запросу, с которыми пользователи столкнутся. Постарайтесь посмотреть его глазами и, пока делаете это, делайте скриншоты всех экранов которые вам встретились. Вычленяйте удачные формы и не стесняйтесь их использовать.
Если вы хотите более подробно поговорить про юзерфрендли интерфейсы и механики, которые я использую при проектировании, пишите на почту kulakov@jetstyle.ru
У Callibri есть телеграм-канал — присоединяйтесь, чтобы не пропустить свежие кейсы, материалы блога и обновления сервисов.
Опубликуйте статью в блоге Callibri
Подойдут материалы про маркетинг, продажи и клиентский сервис