С 1 сентября вступит в силу запрет на рекламу в Инстаграм. Что нужно знать и как подготовиться
Закон о запрете рекламы в Instagram вступит в силу 1 сентября 2025. На первый взгляд всё понятно – любые публикации запрещены, бизнес-аккаунт вести нельзя. Но если внимательно прочесть текст закона, вопросов возникает больше, чем ответов.
В статье разбираемся, в чём конкретно состоит запрет, кого он коснётся и какие последствия будет иметь для бизнеса и пользователей.
Что именно будет запрещено
Рекламу на «запрещённых» ресурсах размещать больше нельзя — ни в личных аккаунтах пользователей, ни на самих платформах.
Instagram и Facebook отключили рекламные инструменты для российских компаний ещё в 2022 году, поэтому запрет будет касаться любых рекламных интеграций через блогеров и инфлюенсеров. Это значит, что нативная реклама — рилсы, распаковки, обзоры — тоже станет невозможной.
Сервисы Callibri
Автоматизируем работу с лидами на всех этапах воронки
Помогаем понять, какая реклама приводит платящих клиентов
Делаем работу маркетинга прозрачной и эффективной
Запрет касается не только Instagram
На самом деле законопроект запрещает рекламу не только в Instagram. Реклама будет запрещена на сайтах и платформах, которые попадают под одну из следующих категорий:
- Организации, признанные нежелательными. Например, Greenpeace, WWF, а также медиа «Проект» и The Insider.
- Организации, признанные экстремистскими. В эту категорию попадает Meta, которой принадлежат Instagram и Facebook.
- Организации, признанные террористическими.
- Если доступ ограничен по другим основаниям. Среди них — сайты, которые блокирует РКН. Например, Х (бывший Twitter).
Можно ли вести аккаунт компании в Instagram после 1 сентября
Формально — да, но важно размещать в нем только «информацию» о компании или бренде, а не «рекламу» отдельных товаров или услуг.
Согласно тексту закона, с 1 сентября 2025 года на «запрещенных» платформах будет невозможно распространять любую рекламу — как коммерческую, так и собственную. Поэтому прямая реклама на собственном аккаунте будет под запретом.
При этом РКН и ФАС сошлись во мнении, что ведение аккаунта и размещение в нём информации о компании, её мероприятиях, новостях бренда и других постах, цель которых «информирование» потенциальных клиентов, будет разрешено и после 1 сентября.
Что грозит за нарушение
Интересно, что новый законопроект не вводит дополнительных штрафов или статей в КоАП РФ. За нарушения будут привлекать по уже действующей статье 14.3 КоАП, которая регулирует ответственность за незаконную рекламу.
Важно учитывать, что наказание грозит не только тем, кто размещает рекламу на запрещённых платформах, но и тем, кто заказывает её. То есть штраф могут получить как компания, оплатившая рекламную интеграцию, так и блогер, разместивший эту рекламу в своём аккаунте.
Размер штрафов:
- Для компаний — от 100 000 до 500 000 ₽.
- Для блогеров, если они зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, — от 4 000 до 20 000 ₽ за каждое нарушение.
Нужно ли маркировать рекламу в Инстаграм токенами ЕРИД
Нет, с 1 сентября 2025 года этого делать не нужно — реклама в Инстаграм будет полностью запрещена. А раз реклама недопустима, то и маркировать её токенами ЕРИД уже не надо.
При этом обязательная маркировка рекламы токенами ЕРИД сохранится для всех других рекламных размещений в интернете, за исключением email-рассылок, как и прежде.
Как подготовиться к 1 сентября
Уберите коммерческие данные из профиля. Просто вести аккаунт в Instagram не запрещёно, важно прекратить именно рекламную активность — публикации с призывами к покупке, акциями и скидками. Поменяйте описание профиля и ссылки на нейтральные.
«Заморозьте» или удалите старые рекламные посты. Закон запрещает любую рекламу, в том числе старую и опубликованную до даты запрета, если она активно распространяется — например, через «закрепы», репосты и автоматическое продвижение алгоритамами. Если не актуализировать их, формально они не станут нарушением.
Правда, многие эксперты рекомендуют удалить всю рекламу до 1 сентября, чтобы избежать спорных ситуаций и возможных штрафов. Вот несколько ссылок:
- Райф Медиа: «Даже старые рекламные публикации, не удаленные к указанной дате, будут считаться нарушением — закон трактует их как продолжающуюся рекламу».
- РБК: «Если реклама была опубликована ранее, но продолжает распространяться (через закрепы, репосты, таргет или алгоритмы), тогда это нарушение, и посты необходимо удалить или деактивировать».
- eLama: «Рекомендуется удалить всю рекламу до 1 сентября, чтобы избежать спорных ситуаций и штрафов».
Заранее перенесите всю аудиторию в разрешённые каналы — Telegram, ВКонтакте, YouTube. Проинформируйте подписчиков об изменениях и объясните, почему необходимо перейти на новые площадки. Используйте сторис и публикации, добавьте ссылки в описании профиля и постах.
У Callibri есть телеграм-канал — присоединяйтесь, чтобы не пропустить свежие кейсы, материалы блога и обновления сервисов.
Опубликуйте статью в блоге Callibri
Подойдут материалы про маркетинг, продажи и клиентский сервис