Бесплатная пицца, сертификаты, а еще айфоны и онлайн-курсы — популярные подарки, которые получают подписчики после конкурсов. Но что получает клиент? Мы в Digital-агентстве SUPPORT решили разобраться, эффективны ли конкурсы в соцсетях в 2024 году или это — вымирающий способ SMM-продвижения?
Как работает конкурсная механика
Конкурс — это игра, а игра — один из триггеров. Она на подсознательном уровне вызывает положительные ассоциации и мотивирует совершить действие, особенно когда речь про ценные призы и несложные шаги. Этот принцип мы ощущаем на себе в детстве и несем через всю жизнь.
Играть интересно, потому что за каждый уровень нас ждет награда. А еще это быстрый и понятный дофамин, на который легко подсаживается мозг.
Поэтому конкурсы быстро стали популярным средством массового вовлечения. Азарт, соревнования, призы и, конечно, халява — на этом играют маркетологи в социальных сетях, обменивая подарки на активность.
СмартСМС
большая аудитория потенциальных клиентов,
легко запустить самостоятельно,
можно использовать, даже если нет сайта.
Виды конкурсов и их цели
Конкурсы для генерации социальных доказательств или отзывов
Получить хороший объем положительной обратной связи сложно. Люди не привыкли просто так оставлять отзывы. Чаще всего клиенты сами готовы написать в двух случаях:
- Они буквально в восторге от вас.
- Они адски злы на вас.
Конкурсы — отличная возможность собрать отзывы от клиентов, чтобы использовать их в работе.
Среди кейсов SUPPORT AGENCY есть пример в Телеграм-канале Института Стратегического Анализа Рисков Управленческих Решений (ИСАР) — PRO риски и решения.
- Цель — собрать отзывы клиентов.
- Приз — 2 томика стандарта COSO на русском языке: «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности».
Даже с небольшой аудиторией канала (300-400 подписчиков) удалось собрать 6 отзывов. Из-за сложности продукта целевая аудитория особенно сегментирована и каждый отзыв ценен вдвойне.
Полученные отзывы использовали как основу рекламной кампании, включали в контент канала и размещали на сайте.
Полученные отзывы использовали как основу рекламной кампании, включали в контент канала и размещали на сайте.
Конкурсы для генерации UGC
Суть таких конкурсов в том, что подписчикам предлагают повзаимодействовать с брендом, а затем выложить контент в соцсети с отметкой компании или хештегом.
Кстати, по хештегам можно искать других участников конкурса — это тоже своего рода продвижение в социальных сетях. Такое недавно добавили в Телеграме.
Кейс SUPPORT AGENCY — конкурс в Телеграм-канале платформы COMETAL, объединяющей производственные мощности металлообрабатывающих и строительных предприятий.
Целью конкурса не был виральный охват или увеличение количества просмотров — мы хотели вовлечь сотрудников в создание и просмотр контента. В момент конкурса подняли охват постов с 200-300 до 1500-3000, а еще получили фото и видео от команды, которые смогли использовать:
- в HR для привлечения новых специалистов,
- для продвижения HR-бренда заказчика в канале,
- в дальнейшей рекламной кампании для повышения лояльности целевой аудитории.
В случае с привлечением аудитории со стороны — главное после конкурса не растерять полученных подписчиков. И если в b2b-сегменте обернуть пришедших в лиды получается не быстро, то в b2c нужно ковать железо сразу. Запустить акционное предложение на первую покупку (актуально для новых пользователей), дать возможность подписаться на e-mail-рассылку, чтобы расширить контакт или предложить пройти тест по тематике продукта. Например, бренду косметики подойдет квиз на определение типа внешности, подбор цвета теней или помады.
МультиТрекинг
считает звонки, заявки и письма с рекламы,
показывает, с каких объявлений приходят клиенты,
помогает оптимизировать рекламу.
Конкурсы, которые снижают стоимость подписчика
«Подпишись и выиграй...» — такие конкурсы обеспечивают дополнительную мотивацию прийти на страницу компании в первый раз. Главная задача — привести в аккаунт аудиторию. Она не всегда может быть целевой, но в любом случае это хорошая возможность познакомить ее с компанией или продуктом.
Например, конкурс в коллаборации батутного центра Air Plaza и сети пиццерий Додо Пицца во ВКонтакте подарил батутному центру 313 новых подписчиков. Главный плюс: благодаря коллаборации общий оборот центра увеличился на 30-40% за квартал.
Такой вывод был сделан на основе того, что в период проведения конкурса другие инструменты не использовались, следовательно, ничего не могло повлиять на рост.
Цифры этого конкурса:
- общий охват — 31 067,
- лайки — 416,
- комментарии — 21 309,
- репосты — 117.
Конкурсы, которые увеличивают вовлеченность аудитории
Механика этого вида конкурсов основана на том, что аудиторию мотивируют проявить активность на странице: поставить лайк, сделать репост и написать комментарий. Это быстро и просто, поучаствовать может каждый. Единственный минус — пользователи проявляют активность разово.
Среди кейсов SUPPORT AGENCY такой вид конкурсов был особо распространен в аккаунте ресторации Пскова — Сад Подзноева во ВКонтакте.
Один из примеров — розыгрыш депозитов на доставку блюд. Подписчикам было необходимо подписаться, поставить лайк и написать комментарий с отметкой друга и приглашением его на обед.
Розыгрыш призов в соцсетях вызвал ажиотаж в виде 822 комментариев, 365 лайков и 14 репостов. Одним из главных результатов стало увеличение количества заказов практически в два раза. Сработала та психологическая составляющая, о которой мы говорили в начале статьи.
Какие конкурсы на каких площадках лучше делать
Универсального пути нет, но перед запуском конкурса все же стоит рассмотреть функционал социальной сети и сравнить его с целями конкурса. Например, в ВК проще сделать конкурс на повышение охвата, потому что там существует система репостов. В Телеграм такую механику реализовать будет сложнее.
Конкурсы с играми в сторис актуальнее для Instagram. Истории в ВК менее популярны, а в Телеграм сторис и вовсе доступны только пользователям с премиум подпиской.
Конкурсы на комментарии можно реализовать в любой социальной сети, но если в ВК , Instagram, Одноклассниках и даже ТикТоке это поможет дать виральность посту, то в Телеграм комментарии не повышают виральность. Там стоит делать конкурс на комментарий с другой целью, например, собрать обратную связь, повысить лояльность или вовлеченность.
Конкурсы в коллаборации актуальны для всех социальных сетей, но подбирать профили надо со схожей аудиторией, чтобы это не выглядело, как пустой гив.
Красные флаги с конкурсами
Какие идеи для конкурсов в социальных сетях не сработают:
- Конкурс ради конкурса. Если у него нет цели, нельзя замерить эффективность, значит он был проведен просто чтобы было.
- Сложное действие. Сложные действия для участия уместны, если подарок очень дорогой. Если вы дарите подписку на стриминговый сервис на месяц, а просите в Москве найти баннер с рекламой и сфоткаться — скорее всего, участников будет очень мало.
- Розыгрыш мерча — подходит только для супер-лояльной аудитории. Например, фанатам футбольного клуба, звезды, какого-то крутого бренда. Если вы небольшой бренд-продукт, но хотите устроить розыгрыш мерча, сделайте коллаб с кем-то, от кого фанатеет ваша аудитория. Пример — ноунейм бренд косметики может сделать коллаб с певицей или блогером.
- Все ставки на конкурс. Конкурс — один инструмент в тактике, даже не в стратегии. Не стоит на него скидывать все задачи SMM. Он может решить какую-то моментную проблему или задачу.
- Частые конкурсы — не столько редфлаг, сколько выжигание аудитории.
Как аудитория относится к конкурсам?
По результатам исследования Mediacom.Expert, 60% опрошенных россиян хотя бы один раз участвовали в розыгрышах или скидочных акциях в социальных сетях. Призовой рейтинг популярных конкурсов выглядит так:
- электроника,
- еда,
- косметика и парфюмерия,
- одежда, обувь и аксессуары,
- услуги красоты,
- продукты питания и доставка из магазина,
- цветы и подарки,
- ювелирные изделия,
- услуги профессионального фотографа,
- бытовая техника.
Чем сложнее действие, тем весомее должен быть приз. Люди не хотят бороться за мерч. У SUPPORT AGENCY был антикейс: в канале COMETAL предложили людям в комментариях угадать известные здания по металлокаркасам. Получили одного участника. Нам действие показалось легким, но ради мерча компании никто не хотел напрягать голову. При этом простые конкурсы на подписку и лайк в этом канале работают даже с подарком в виде мерча.
Если подарки для розыгрыша в соцсетях, которые выбрали среди мерча, интересные — спортивный реквизит, техника, то он может быть понравиться не только лояльной аудитории бренда. Но в этом случае был базовый набор: календари, стикеры, блокноты, ручки, термос.
Если смотреть на конкурсные посты с точки зрения коэффициента пересылок (SR) — соотношения количества репостов к количеству просмотров — исследование TGStat Agency показало, что такие посты обычно имеют SR от 0,2% до 0,3%. SR как метрика, не зависящая от настроек, более объективно отражает реальный интерес аудитории к рекламному контенту.
Если смотреть на конкурсные посты с точки зрения коэффициента пересылок (SR) — соотношения количества репостов к количеству просмотров — исследование TGStat Agency показало, что такие посты обычно имеют SR от 0,2% до 0,3%. SR как метрика, не зависящая от настроек, более объективно отражает реальный интерес аудитории к рекламному контенту.
Получается, средний SR поста с розыгрышем и обычной публикации практически равны друг другу. Значит, такие посты аудитория не игнорирует, а воспринимает так же, как и любые другие.
Будущее конкурсов и розыгрышей в соцсетях
Мнение SUPPORT AGENCY — конкурсы были, есть и еще долго никуда не денутся. В отличие от таргетированной рекламы или посевов они довольно предсказуемы: желание получить вознаграждение в людях складывалось на протяжении тысяч лет эволюции, и вряд ли оно когда-либо исчезнет. Форматы немного трансформируются, а остальное не изменится.
Конкурсы, снижающие стоимость подписчиков, некоторые эксперты воспринимают как сомнительную затею, но работают безотказно и дают результат. А если приз подобрали с умом, то сможете получить аудиторию, заинтересованную не только в получении приза, но и в тематике ресурса.
Даже если аудитория придет разношерстная — это шанс с ней поработать и завоевать ее интерес надолго: конкурсы отлично привлекают, а дальше нужна грамотная работа SMM.
Даже если аудитория придет разношерстная — это шанс с ней поработать и завоевать ее интерес надолго: конкурсы отлично привлекают, а дальше нужна грамотная работа SMM.
У Callibri есть телеграм-канал — присоединяйтесь, чтобы не пропустить свежие кейсы, материалы блога и обновления сервисов.
Комментарии