Уход иностранных сервисов вынудил бизнес переехать на российские аналоги. Это касается и рассыльщиков. У некоторых переход в процессе, кто-то уже освоил российские платформы, другие все еще доверяют старым решениям. Но больно одинаково всем, ведь под угрозой базы с клиентами и годы работы над email-маркетингом. Эту тему мы и обсудили с Даниилом Силантьевым, управляющим партнером CRM-агентства «Инбокс Маркетинг» .
В статье разберемся:
- В каком состоянии находятся российские платформы для рассылок;
- Какие предложения есть на рынке российских сервисов;
- Как спасти базу и подготовиться к переезду на новую платформу;
- Что сделать, чтобы смена рассыльщика прошла гладко.
Что из себя представляет рынок рассылочных сервисов в 2022 году
Напомним, какие бывают сервисы.
- ESP — классические рассыльщики. Эти платформы используют для автоматизации работы с базами электронных адресов.
- CDP — сервисы агрегации клиентских данных, следующая ступень развития ESP. Они собирают данные клиентов из доступных источников и формируют сегментированную базу, которую используют для рассылки персонализированных сообщений по почте, SMS и т.д.
Грань между типами довольна прозрачная, точную характеристику сервису можно дать, изучив его возможности.
Условно рынок платформ можно разделить на 4 части по стране происхождения:
- Сервисы из Украины — исторически сложилось, что именно эти сервисы занимали около 30% рынка СНГ. Среди них, например, SendPulse.
- Сервисы из России — их не очень много в сегменте классических ESP из-за высокой конкуренции с зарубежными игроками. Самый известный, пожалуй, Sendsay.
- Западные сервисы с офисами в России — компании открывали офисы и предоставляли локализованные инструменты российским клиентам. Некоторые из них все еще работают. Например, GetResponse.
- Западные сервисы без прямого представительства в России — без русского языка и офисов в России. Малый бизнес преодолевал языковой барьер ради бесплатных тарифов и удобного интерфейса. Например, MailChimp.
Почему сегодня стоит если не перейти, то хотя бы изучить российские сервисы?
Если одни зарубежные сервисы уведомили, до какого числа они будут работать в России, то другие, как тот же MailChimp, одной ночью просто заблокировали все российские аккаунты. Вместе с базой, данными, оплатой.
Выходит, что аргумент переезда на российские рассыльщики — предсказуемость. Отечественные не блокируют аккаунты из РФ и не хлопнут дверью просто так.
Иными словами, это вопрос безопасности базы для рассылок.
Главная трудность, с которой столкнулись российские сервисы в марте — ажиотажный спрос. Никто не был готов к массовому наплыву большой аудитории. Только время покажет, какие проекты выдержат нагрузку.
Вторая трудность — масштабирование в условиях кризиса. Ограничения на оборудование, кадры под разработку и софт никто не отменял. Платформам нужно время, чтобы научиться работать и расти в новых реалиях.
На что обратить внимание, выбирая рассыльщик
Платформы для рассылок мало чем отличаются между собой, особенно когда речь идет о задачах малого и среднего бизнеса. Но стоит учесть разницу в самом типе сервиса.
- ESP делают упор оптимизацию email-маркетинга и всего что с ним тесно связано.
- CDP предлагают более широкий функционал, для них email-рассылки — только один из инструментов. Покупать CDP и пользоваться только классическими рассылками схоже забиванию гвоздей микроскопом.
Соответственно, бизнесу надо понять, на какой результат он рассчитывает.
Если задачи сводятся к рассылке писем — нужно найти сервис, который легче, дешевле и быстрее реализует знакомые сценарии и бесшовно перезапустит email-маркетинг компании.Когда нужна, например, автоматизация коммуникаций по программе лояльности или же оптимизация персональных рекомендаций пользователю на основе его поведения — речь о другом масштабе задач.
Некоторым компаниям не нужен весь спектр функционала, другим же не хватит функций и интеграций, которые есть у платформ, ориентированных на небольших клиентов.
Главное — не функции сервисов, а соразмерность их возможностей вашим задачам. Единственное, стоит выбирать решение с функционалом чуть выше потребностей, чтобы было пространство для роста.
Как переехать на новый сервис рассылок
Первостепенный вопрос при смене платформы — что осталось от предыдущего сервиса?
Есть два варианта.
1. Вы сохранили данные
Когда на руках актуальная база, сценарии, шаблоны и цепочки — это все надо аккуратно перенести и адаптировать для нового сервиса с учетом его логики. И не забыть про тест.
- Если у сервиса есть API (протоколы для обмена данными с другими сервисами), то сможете сохранить базу автоматически. Если нет, понадобится файл, который вы выгрузили из сервиса. Проверьте выгрузку, данные во всех полях должны быть актуальными.
- Перенесите шаблоны с помощью API, либо скопируйте HTML-код. После проверьте, все ли скопировалось верно. Если до этого вы не хранили визуал на своей стороне, придется перенести вручную и все изображения.
- Проверьте, все ли интеграции корректно работают. Нет? Пишем в техподдержку.
- Проверьте работу сценариев и цепочек на новой платформе.
- Тестовые рассылки покажут, что все работает и ключевые показатели статистики в норме.
- Спам-фильтры привыкли, что ваши письма приходят из одного места. Поэтому массовую рассылку из другого сервиса фильтры могут расценить как спам. Выделите время на прогрев домена, дайте фильтрам понять, что теперь письма приходят отсюда. Это особенно важно, если размер базы больше 5000 адресов.
- Отключите старый сервис.
2. Данные потеряны
Здесь придется смириться с неприятным фактом: email-маркетинг надо запускать заново. В первую очередь восстановите базу до более-менее приемлемого уровня.
Из чего собирать новую-старую базу?
- Данные из CRM;
- Регистрации на мероприятия;
- Куски базы, которые могли сохраниться в процессе работы, например, в переписке с коллегами;
- Исходный файл с контактами, если такой был.
Важный этап в этом случае — валидация контактов. Среди адресов, которые вы соберете, могут быть мертвые души или те, кто добавил вас в спам. Выделите время и постарайтесь максимально актуализировать данные, а затем проверьте базу сервисом-валидатором. Например, с mailvalidator.ru. После пройдите вышеуказанные шаги.
Один из мифов при смене сервиса — бесшовный переезд. Такого практически не бывает. Однако часть трудностей по переезду может взять на себя принимающая платформа. Это справедливо для крупных сервисов уровня Mindbox. Если платформа предоставляет личного менеджера, то с большой вероятностью он облегчит переход на новый сервис.
Российские сервисы для рассылок
Sendsay
Платформа предлагает решения по email-маркетингу, рассылкам в VK, SMS, Telegram и push-уведомлениям в электронной почте и смартфонах. Есть шаблоны, интеграции с CRM, настройки по персонализации и сегментации, а в базе знаний собраны инструкции для начала работы с сервисом.Офисы компании находятся в Москве, Санкт-Петербурге и в Казахстане, город Алматы. Цена сервиса зависит от размеров базы и числа WebPush, до 200 адресов действует бесплатный тариф Start. Предварительный расчет тарифа можно сделать в калькуляторе.Обратите внимание :
- У сервиса нет готовых шаблонов для форм.
- Сложный для понимания API.
enKod
Сервис для автоматизации маркетинга сходу говорит о наличии персонального менеджера для клиентов, что в теории упрощает переход на платформу. Помимо услуг по рассылке электронных писем и SMS с A/B-тестами есть Push, поп-апы, а также инструменты для трекинга аудитории.enKod — сервис, который сейчас развивается, чтобы удовлетворить возникший спрос. Поэтому пока у них только в работе раздел с интеграциями и нет страницы с тарифами, цену скажут по запросу и согласно вашим задачам. Но есть демо-кабинет по запросу у менеджера. Офисы компании находятся в Рязани и Москве.
- Цены предоставляют только по запросу, сервис не подойдет малому бизнесу.
- Сервис достаточно молодой, часть разделов сайта еще в стадии формирования.
Mindbox
CDP-сервис, среди услуг которого есть рассылки по семи каналам, в том числе по электронной почте и SMS. Есть визуальный конструктор с интерактивными элементами, алгоритмы, которые подберут лучшее время для отправки, а также A/B-тестирование для рассылок.Цена сервиса зависит от числа клиентов в базе и подключенных услуг. Есть тестовый кабинет по запросу у менеджера.Офис компании находится в Москве.
- Изначально вы платите за CDP, рассыльщик — отдельная услуга. Для малого бизнеса функции сервиса излишни, а цены — высокие.
- Сервис сделан с большим уклоном для клиентов из e-commerce и крупного бизнеса.
DashaMail
Платформа для рассылок с визуальным редактором и встроенным графическим инструментом для создания баннеров и шапок в письмах. Есть рассылки по электронной почте, соцсетям и Web-Push. Набор инструментов для повышения конверсий рассылок включает в себя A/B/N-тестирование, автоматический досыл по неоткрывшим пользователям и учет часового пояса получателей.Вы можете бесплатно слать 2000 писем 100 подписчикам ежемесячно, затем начинаются платные тарифы. Цена зависит от числа контактов в базе. Отдельно можно купить пакеты писем для неограниченного числа контактов.Офис компании находится в Санкт-Петербурге.
- Сервис ориентирован на самостоятельную работу клиента без поддержки персональных менеджеров.
Unisender
Платформа предлагает блочный конструктор для рассылок с готовыми шаблонами. Демо-доступ к нему открыт для любого пользователя по ссылке.Помимо валидатора базы и инструмента для автоматических ответов контактам есть A/B-тестирование и аналитика со статистикой и картой кликов в письмах.Есть бесплатный тариф, можно слать до 1500 писем 100 контактам, цена сервиса зависит от числа контактов. Можно купить письма поштучно.Обратите внимание:
- Сегментация, A/B-тесты, валидация контактов и другие инструменты недоступны в бесплатной версии.
- Консультации по ведению рассылок и обучение с менеджером доступны только тем, кто купит тариф Премиум.
Советы по запуску и перезапуску email-маркетинга
Вне зависимости от того, переходите вы на новый сервис или начинаете все с нуля, следуйте чек-листу, который облегчит запуск рассылок на новой платформе.
- Изучайте калькуляторы тарифов. Некоторые сервисы по умолчанию показывают цены за год. Ставьте вручную помесячную оплату, тогда вы увидите реальный прайс, который поможет сравнить сервисы. enKod — исключение, ведь там цену скажут только по запросу.
- Подготовьте перечень интеграций. Соотнесите список нужных интеграций с тем, что есть на платформах. Узнайте у техподдержки, как это реализовано и прочтите отзывы, чтобы увидеть ситуацию с двух сторон.
- Выделите время для теста. Запросите демо, воспользуйтесь бесплатными тарифами и посмотрите, как работает сервис. Узнайте, удобен ли интерфейс, удовлетворяет ли статистика, поддержка и в целом формат работы рассыльщика.
- Сохраняйте контакты. Чтобы не попасть в ситуацию, в какой оказались пользователи MailChinmp, заведите привычку выгружать базу из сервиса. У нас есть кейс, где клиенты выгружают контакты каждые два дня.
- Валидируйте контакты. Некоторые сервисы дают для выгрузки только изначальную базу, в которой есть мертвые аккаунты и те, кто отправил вас в спам. Проверьте, в каком виде сервис возвращает вашу базу и выделите время для валидации контактов.
- Посмотрите на конкурентов. Посмотрите с помощью публичных сервисов домен конкурента, чтобы увидеть, какой ESP они используют для рассылок. Если им решение подходит, то с большей вероятностью оно подойдет и вам.
Email-трекинг
считает письма, которые пришли от людей с рекламы,
показывает, с каких объявлений приходят запросы КП и сметы,
помогает повысить эффективность продвижения.
Итог
Чтобы перезапуск рассылок прошел легко, убедитесь в нескольких вещах:
- Ваша база в безопасности и актуальна;
- Сервера новой платформы находятся в России;
- Есть время на тест, чтобы проверить интерфейс и тарифы.
И посмотрите, есть ли возможность получить помощь и консультацию при смене платформы.
Такую услугу предоставляет CRM‑агентство Inbox Marketing, они помогут подобрать сервис, организуют переход и настройку рассылок на новой платформе.
У Callibri есть телеграм-канал — присоединяйтесь, чтобы не пропустить свежие кейсы, материалы блога и обновления сервисов.
Комментарии