Тема развития личного бренда не теряет популярности уже много лет. Наши друзья из «Брифа» обсудили с операционным директором // генеральным директором репутационного агентства Sidorin Lab Дарьей Свистуновой, откуда такой ажиотаж и как правильно подходить к созданию и продвижению личного бренда специалистам из самых разных областей.
Что такое личный бренд и всем ли он нужен
Личный бренд — это публичный образ, репутация человека, которая сложилась в онлайне и офлайне. На начальном уровне он есть у всех, а вот заниматься ли его развитием и продвижением, каждый решает сам. Вот какие профиты это может дать, если все делать правильно:
- Повышение узнаваемости и за счет этого увеличение числа клиентов .
- Привлечение внимания к бизнесу и отстройка от конкурентов.
- Повышение уровня доверия и завоевание авторитета.
- Увеличение спроса на услуги, а затем и чека на них.
По сути, личный бренд — это маркетинговый инструмент, но не все знают, как с ним работать.
В последние несколько лет на этой теме много спекулируют, убеждают, что прокачанный личный бренд нужен каждому, обещают научить популярности. Дарья Свистунова отмечает, что среди людей, которые профессионально занимаются управлением репутацией, шутят, что популярность темы личного бренда нужна в первую очередь тем, кто продает услуги по его упаковке.
Сейчас понятие специалиста по личному бренду искажено. Это зачастую блогеры, которые выстрелили, и теперь продают курсы, где рассказывают другим о своем опыте. Нужно обращать внимание на качество этой информации: не факт, что там есть какая-либо система, а даже если она есть, применять ее ко всем не получится. Одно дело — личный бренд блогера, другое — предпринимателя или политика. Такой подход может привести к репутационным рискам, ведь часто советы для одной ниши не подходят другой. К примеру, будет странно, если бизнесмен или губернатор начнет десятками постить рилсы, как учат на некоторых курсах. Это, скорей, сыграет в обратную сторону. Нам часто приходится разбираться с последствиями советов тех, кто в моменте зарабатывает на этой теме деньги.
Дать шаблонные инструменты по развитию личного бренда не получится, так как у каждого свои цели и свой путь. Все же несколько советов о том, как подходить к его созданию и продвижению, выделить можно.
С чего начать работу над личным брендом
Вот несколько вопросов, на которые нужно ответить перед созданием стратегии развития личного бренда.
Какие задачи я хочу решить с помощью личного бренда? Для начала нужно определиться с этим. Хотите стать более известным в своей нише, повысить узнаваемость вашего продукта или услуги? Будет ли это выражаться в конкретных цифрах — количестве новых клиентов или подписчиков?
Что я буду транслировать аудитории? Проанализируйте, какую пользу вы можете дать людям, что у вас получается делать хорошо. Это может стать основой вашего позиционирования. Навыки можно прокачивать параллельно с развитием личного бренда.Не стоит приравнивать развитие личного бренда к выставлению жизни напоказ. Это многих останавливает даже от ведения соцсетей. Но только вы определяете, что постить. Заранее решите, если вы продвигаете личный бренд как эксперт, будете ли делиться личной информацией. Если да, какие границы вы установите? Оцените, можете ли вы делиться не только профессиональными успехами, но и неудачами.
Что я буду транслировать аудитории? Проанализируйте, какую пользу вы можете дать людям, что у вас получается делать хорошо. Это может стать основой вашего позиционирования. Навыки можно прокачивать параллельно с развитием личного бренда.Не стоит приравнивать развитие личного бренда к выставлению жизни напоказ. Это многих останавливает даже от ведения соцсетей. Но только вы определяете, что постить. Заранее решите, если вы продвигаете личный бренд как эксперт, будете ли делиться личной информацией. Если да, какие границы вы установите? Оцените, можете ли вы делиться не только профессиональными успехами, но и неудачами.
При этом если вы понимаете, что ваши взгляды провокационны, стоит задуматься, нужно ли транслировать их на широкую аудиторию. Всегда помните о цели, если даже будете рассчитывать на сиюминутный хайп, — не помешает ли он ей.
Какой образ я хочу сформировать? Важно оставаться собой: аутентичность и соответствие вашим ценностям — важные аспекты личного бренда. Иначе будет очень сложно вести двойную игру с разделением публичного и непубличного образа. Проработайте детали: речь, внешность, одежда не должны диссонировать с вашим имиджем. Так вам будет проще завоевать доверие аудитории.
Личный бренд во многом связан с понятием цифровой гигиены. Если говорить об онлайне, где мы сейчас проводим много времени, ты, твой профиль — неотъемлемая часть цифрового общества, и личный бренд своего рода цифровой ID. И за ним важно следить — никогда не знаешь, какая твоя фотка всплывет, когда тебя будет гуглить эйчар потенциального работодателя.
Советую вначале замерить точку А — к примеру, какую информацию можно найти о тебе в сети, как ты сейчас гуглишься. А как бы хотел? Нужно сформулировать четкую цель и от нее отталкиваться.
Готов ли я делать это вдолгую? Нужно понимать, что работа над развитием личного бренда — длительный и трудозатратный процесс. Результатов может быть не видно очень долго, но при правильной стратегии они обязательно появятся.
МультиТрекинг
считает звонки, заявки и письма с рекламы,
показывает, с каких объявлений приходят клиенты,
помогает оптимизировать рекламу.
Как выстроить стратегию развития личного бренда
Повторимся, шаблона здесь не существует. Но если вы ответили на вопросы из предыдущего раздела, у вас уже есть с чем работать.
Шаг 1: разберитесь с базой. Фундамент личного бренда строится на двух составляющих: личность и лидерство. Их нужно попытаться оцифровать:
- Личность. Выявляем свои сильные и слабые стороны, ценности, убеждения, таланты. Менять ничего не нужно: просто разберитесь, какие преимущества хотите подсветить, какие смыслы транслировать.
- Лидерство. То, что делает вас профессионалом: компетенции, карьерные достижения, кейсы. В зависимости от целей личного бренда, эти аспекты можно менять, улучшать. Например, получить новую квалификацию.
Шаг 2: сформулируйте ваше УТП. Все по классике: изучите целевую аудиторию, ее потребности и боли, проанализируйте конкурентов. Выделите свое УТП с учетом базы из первого пункта.
Шаг 3: определите каналы коммуникации. Нужно установить способы достучаться до своей ЦА. Аудиторий может быть несколько — вы можете быть наставником, коллегой, нишевым экспертом, и для каждой группы понадобится индивидуальный подход. Эффективные коммуникации — это не только посты в соцсетях, но и публичный образ, присутствие в медийном пространстве, участие в офлайн-мероприятиях и профессиональных сообществах.
Распыляться, стараясь охватить все каналы коммуникаций разом, не надо. Сконцентрируйтесь на паре основных и отслеживайте наличие запроса на остальных площадках. Если эффект заметен, постепенно добавляйте новые каналы.
Рекомендовать конкретные площадки не буду, все зависит от сферы. Но, к примеру, если строите свой личный бренд в IT, скорее всего, ваша история — «Хабр» и другие узкопрофильные платформы. Рассказывайте интересные истории, желательно регулярно, этого будет достаточно для хорошего старта. Если вы общественный деятель в РФ, самые популярные площадки — VK, Дзен, Телеграм.
Шаг 4: занимайтесь продвижением. Чем больше людей узнает о вас и о ваших компетенциях, тем сильнее ваш личный бренд. Тут подойдет нетворкинг и коллаборации, закупка платной рекламы, таргет.
Стратегия продвижения личного бренда будет зависеть от цели. Ее нужно четко сформулировать. Не просто «стать популярным», а, допустим, иметь столько-то подписчиков или столько-то новых клиентов. Декомпозируешь план, ставишь задачи и подзадачи, что тебе для этого нужно (контент-план, план по закупке рекламы, определенное количество выступлений), и по шагам к этому идешь.
После того, как спланируете стратегию, переходите к действиям.
Каких ошибок стоит избегать при работе с личным брендом
Выше обсудили, без чего нельзя заниматься личным брендом, а теперь расскажем, чего делать на пути его построения не стоит.
Плохо разбираться в том, о чем вещаешь. Развитие персонального бренда может расширить окно возможностей, но при условии, что у вас действительно есть знания и навыки в темах, о которых вы говорите.
Копировать чужой успех. Каждый человек уникален, и копирование контента, чужих смыслов может в дальнейшем вызвать лишь проблемы.
Действовать без плана. Как обозначили выше, к созданию и продвижению личного бренда нужно подходить системно: знать, зачем это делать и как.
Действовать без плана. Как обозначили выше, к созданию и продвижению личного бренда нужно подходить системно: знать, зачем это делать и как.
Обращаться к непрофессионалам. Это касается и обучения, и помощи в продвижении.
Обходиться без помощников. Можно проходить курсы или читать книги про личный бренд, но это подойдет не всем. Развитие ЛБ отнимает много времени, и даже если вначале все делать самому, в определенный момент придется подключать делегирование.
Когда мы говорим о большом масштабе и настоящем бренде, человек уже не сможет делать все самостоятельно. Этим должны заниматься профессионалы, начиная от позиционирования, заканчивая способами трансляции этого образа. Даже если ты, допустим, сам маркетолог и прекрасно знаешь, как продвигаться, у тебя не останется времени на основную работу и прокачку себя как специалиста.
Даже со мной работает целая команда. Мои презентации я придумываю сама, но стильно оформляет их дизайнер; копирайтер помогает с обработкой фактуры от меня в складный текст; пиарщик организовывает появления в медиа, участие в конференциях и т. п.; публикацией контента в соцсети занимается SMM-менеджер. Да, я могла бы делать это все сама, но у меня нет на это времени.
Тем более лучше доверить это профессионалам, если человек совсем не разбирается в теме.
Думать, что это только для экстравертов. Можно выбрать комфортные пути, если есть желание продвигаться. Важно не путать нежелание и неинтерес к собственному продвижению — что тоже нормально — с интровертностью.
Даже если человек закрытый и не хочет публичности, но при этом понимает, что собственное продвижение даст ему профиты, найти варианты можно. Надо определить, какой из форматов будет комфортней: онлайн или офлайн. Если начать с чего-то одного, второе с большой вероятностью подтянется в будущем.
Считать, что заниматься саморекламой — стыдно. Чтобы проще относиться к этому моменту, надо понимать, что личный бренд — это не самореклама, а создание устойчивых ассоциаций с вами в сознании людей.
Главное
Если хотите начать продвигать свой личный бренд, прежде всего нужно составить стратегию и продумать ряд моментов:
- Какая у вас цель и какие задачи хотите решить с помощью личного бренда.
- Что будете транслировать аудитории и какую пользу можете дать ей.
- Какой образ хотите сформировать.
- Какие каналы продвижения задействовать.
- Готовы ли делать это в долгую и уделять на это время, а в дальнейшем и деньги.
В том, как это делать, можно разобраться самостоятельно либо обратиться к профессионалам. При этом важно понимать, что даже если в начале все можно делать самому, с ростом масштаба бренда часть задач придется делегировать.
Результаты могут быть видны не сразу, но при правильной стратегии они обязательно появятся.
У Callibri есть телеграм-канал — присоединяйтесь, чтобы не пропустить свежие кейсы, материалы блога и обновления сервисов.
Комментарии