Весной 2024 года Поиск Яндекса усилили искусственным интеллектом — к нему подключили сервис Нейро. В ответ на запрос он компилирует информацию с разных сайтов в единое сообщение и выдает его пользователю. На старте Нейро работал только с информационными запросами и в Яндекс Браузере, а с октября 2024 года может находить ответы на любые вопросы во всех браузерах.
Рассказываем, как Яндекс Нейро повлияет на бизнес и как сделать его дополнительным источником трафика на сайт. Бонусом мнения практиков, которые занимаются контент-маркетингом и SEO-продвижением.
Что такое Яндекс Нейро
По сути Яндекс Нейро — это симбиоз поисковика и нейросети YandexGPT 3. Искусственный интеллект сам подбирает источники информации, оценивает их релевантность и объединяет в единый связный ответ.
Сервис построен на LLM-модели. В нем решили две типичных проблемы:
- Галлюцинации нейросети — когда ИИ выдумывает часть фактов в ответе.
- Неполные ответы — если ИИ берет информацию только из одного источника.
Как работает Нейро поиск Яндекс:
- Вопрос пользователя трансформируется в поисковый запрос.
- ИИ собирает список сайтов, где будет искать ответы.
- Нейросеть выбирает пять релевантных текстов, на основе которых даст ответ.
- Генеративная модель из семейства YandexGPT 3 получает диалог, запрос пользователя и собранные фрагменты текстов из источников.
- Модель не берет факты из памяти, только из источников.
- Нейросеть может делать выводы из собранных фактов, но выдумывать их не имеет права.
- Ответы подтверждены ссылками на источники.
По сути над ответами нейропомощника Яндекса работают несколько нейросетей: одни подбирают источники, другие генерируют ответ.
Нейро обрабатывает 16 последних реплик диалога, чтобы правильно сформулировать поисковый запрос пользователя. Для этого ее обучали десятки людей в несколько этапов:
Нейро обрабатывает 16 последних реплик диалога, чтобы правильно сформулировать поисковый запрос пользователя. Для этого ее обучали десятки людей в несколько этапов:
- Создали инструкцию по типу «Есть диалог человека с сервисом: напиши поисковый запрос, который поможет найти ответ.».
- С помощью AI-тренеров собрали запросы для тысяч таких диалогов.
- Обучили SFT-модель на ответах Яндекс AI-тренеров.
- Много раз повторяли план действий: найти неудачную переформулировку, собрать правильные рефразы, переучить модель.
Источники отбирают по релевантности, чтобы пользователь получил точный ответ на вопрос. Информацию собирают в три этапа:
- Обычный Яндекс поиск — просто подбирает самые релевантные запросу ссылки.
- Оценка релевантности — документ разбивают на токены, оценивают их релевантность с помощью очень маленькой BERT-модели, выбирают самые подходящие части и склеивают блоки информации в нужном порядке.
- Выбор документов — самый релевантный документ может оказаться картинкой или видео, что не подходит для генерации ответа с помощью Нейро. Reward-модель оценивает, какие документы приводят к хорошим ответам, а какие к плохим. С ее помощью собрали базу данных по вопросам, ответам и документам, а затем обучили модели Сatboost на поисковых факторах и BERT на текстах определять, какой документ информативнее.
Так Нейро Яндекса выбирает пять документов, которые передаёт вместе с диалогом и запросом генеративной нейросети. Чтобы в ответе не появились ошибочные утверждения, программу обучали AI-тренеры, асессоры — специалисты, которые выполняют разметку по инструкции, двух нейросетей — SFT-модели и reward-модели. После этого было несколько стадий доработки, чтобы улучшить генерацию хороших ответов и перестать генерировать плохие.
Посмотрим, способна ли нейросеть Яндекса дать пользу не только обычным пользователям.
Онлайн-консультант
убеждает посетителей сайта связаться с менеджером,
упрощает и ускоряет работу менеджеров,
помогает оценить качество работы отдела продаж.
Что делает ИИ Помощник Яндекса
В Яндекс Браузере Нейро встроен в поисковую строку. Он автоматически включается, если получает информационные запросы. Чтобы использовать ИИ для коммерческих запросов, нужно включить Яндекс Нейро через тумблер в поисковой строке.
Запрос для Нейро формулируют в форме вопроса, а не словом или словосочетанием в именительном падеже.
После ответа с Нейро можно продолжить диалог: что-то уточнить или скорректировать запрос. Например, выбрать из всех комнатных цветов для окон на северную сторону только цветущие или неприхотливые к поливу. Сервис учитывает контекст диалога.
Так как искусственный интеллект Яндекса загружает информацию не из памяти, а с сайтов в интернете, его данные всегда актуальны. Обновления в законах или открытие ресторана — сервис в курсе всех новостей. Достоверность можно проверить: ссылки на источники Яндекс ИИ выносит отдельным блоком над текстом.
Запрос для Нейро формулируют в форме вопроса, а не словом или словосочетанием в именительном падеже.
После ответа с Нейро можно продолжить диалог: что-то уточнить или скорректировать запрос. Например, выбрать из всех комнатных цветов для окон на северную сторону только цветущие или неприхотливые к поливу. Сервис учитывает контекст диалога.
Так как искусственный интеллект Яндекса загружает информацию не из памяти, а с сайтов в интернете, его данные всегда актуальны. Обновления в законах или открытие ресторана — сервис в курсе всех новостей. Достоверность можно проверить: ссылки на источники Яндекс ИИ выносит отдельным блоком над текстом.
К текстовому запросу можно добавить картинку — например попросить найти рецепт блюда с фото или найти правила настольной игры. Кроме изображений с компьютера, Нейро распознает текст с фотографии, написанный от руки. Так можно искать, например, неразборчиво написанные рецепты.
Запрос можно отправить голосом — искусственный интеллект онлайн от Яндекса умеет его распознавать.
Запрос можно отправить голосом — искусственный интеллект онлайн от Яндекса умеет его распознавать.
Что Нейро может сделать для бизнеса:
- Собрать обновления законов в конкретной сфере бизнеса.
- Подобрать подходящий банковский продукт с лучшими условиями.
- Подсказать, как правильно оформить документы.
- Использовать как дополнительный источник трафика.
Ответ Нейро появляется над блоком с рекламой и результатами обычной поисковой выдачи. Если попадете в подборку Нейро — бесплатно обойдете даже тех, кто заплатил за рекламу.
Сейчас все идет к тому, что люди будут меньше искать какие-то страницы в поиске и больше узнавать через ботов.
Как устроена эта штука? Где заказать пиццу? Где самые дешевые авиабилеты?
Сейчас все ищут в Google и Яндексе, но потихоньку уходят в ChatGPT, Perplexity и прочие нейронки. Я сам ловлю себя на том, что большинство вопросов чаще задаю ChatGPT, чем Google. Думаю, эта тенденция сохранится. Яндекс не хочет терять трафик, поэтому делает такую же штуку внутри поиска. Раньше ты задавал вопрос и переходил по ссылкам, чтобы найти ответ, теперь Яндекс пытается дать ответ сразу.
Это удобно, мне это нравится. Нет ничего хуже, чем пробираться через бесконечные копирайтерские полотна в попытках найти нужную информацию. Раз это удобно, это будет развиваться и дальше.
Как это повлияет на сайты и контент в интернете — трудно сказать, но вот несколько мыслей:
1) SEO останется, только теперь оптимизировать контент надо будет под нейронки — чтобы они использовали твою статью в своих ответах.
2) Трафика по информационным запросам станет меньше — ведь теперь ответы будут прямо в поисковике.
3) Трафик на лонгриды и продуктовые страницы вряд ли сильно изменится — людям все еще хочется читать гайды, исследования, рецепты с картинками и изучать продукты перед покупкой.
Как Яндекс Нейро может помочь в продвижении
Три примера:
- Локальный бизнес. Там, где стандартная выдача забита крупными сетями, инструмент показывает региональные бренды. В городах-миллионниках это может не сработать, а в небольших областных центрах способно принести дополнительный трафик.
- Интернет-магазины. В ответ на запрос пользователя о конкретном товаре Нейро может составить подборку с краткими описаниями. ИИ умеет определять, хочет человек купить товар или просто почитать о нем. В первом случае в описание сразу подтягиваются цены и адреса магазинов.
-
Медицина. Клиники могут использовать Нейро как дополнительный источник трафика через запросы пользователей о врачах. В ответ на запрос программа создает подборку специалистов, где указывает опыт специалиста, место работы и отзывы пациентов.
Плюсы и минусы инструмента
Яндекс Нейро не стоит сравнивать с инструментами продвижения или маркетинга, но можно сравнить с другими нейросетями. Плюсы Нейро:
- В основе несколько нейросетей, а не одна.
- Составляет ответы по данным из источника, не берет из памяти.
- Не додумывает ошибочные варианты.
- Дает безопасные и полезные ответы со ссылками на источники.
- Может рассказать про отдельные объекты на изображении благодаря мультимодальной нейросети VLM (Visual Language Model).
Из минусов можно выделить только ограниченные возможности работы с картинками. Например, в ChatGPT+ можно отправить фото своей одежды и спросить, что из этого больше подойдет для холодной погоды или официального мероприятия. Нейро же умеет только искать похожие изображения и распознавать детали на фото.
Все ответы Яндекс Нейро нужно проверять, потому что нейросеть может не понять контекст и ошибиться. Например, в сети завирусился скриншот, где Яндекс Нейро считает фразу из мема цитатой Стивена Хокинга. Мы проверили, это не шутка:
Почему это случилось? Скорее всего нейросеть подумала, что шуточные статьи на разных сайтах правдивы. ИИ все еще не умеет в юмор.
Почему это случилось? Скорее всего нейросеть подумала, что шуточные статьи на разных сайтах правдивы. ИИ все еще не умеет в юмор.
Топ-5 теперь становится интереснее. Если попадете в нейро-генерацию, получите шанс повысить видимость. Но тут велика вероятность, что если пользователь получит исчерпывающий ответ в Нейро, то он может вообще не кликнуть по ссылке на сайт. Чтобы решить эту проблему, придется создавать прикладной контент, который нужно скачивать. То, зачем нужно зайти на сайт и что просто не покажешь в выдаче. Я бы делала упор на такой формат, если нейропоиск закрепится.
С другой стороны, в сниппете появится ваш бренд. Пользователь увидит ваши название и фавикон — это шанс запомниться как источник полезной информации, если вы будете регулярно мелькать в Нейро. Гипотеза: в следующий раз, когда человеку потребуется продукт или услуга по вашей теме, то он может осознанно начать искать вас.
Как попасть в Яндекс Нейро
Ничего особенного для попадания в Нейро делать не нужно. Поиск доверяет тем сайтам, которые Яндекс считает качественными.
Что сделать, чтобы сайт попал в Нейро:
- Выйти в топ-5 выдачи по ключевому запросу.
- Создавать качественный контент, который максимально отвечает потребностям аудитории.
- Для Ecom — подключить к Яндекс Товарам вашу торговую площадку.
- Для финансовой организации — передать данные о продуктах компании через Вебмастер;
- Для медицинской клиники — передать фид в Поиск через Вебмастер с помощью YML-файла или электронной таблицы.
Вывод: чтобы повысить шанс попадания в список доверенных источников Яндекс Нейро, нужно грамотное SEO-продвижение. О том, как нейросети помогают в SEO, рассказали в другой статье. Гарантированно попасть в Яндекс Нейро пока нельзя. Но инструмент будет развиваться — возможно, вскоре появится реклама в Нейро.
Яндекс с Нейро сделал большой шаг, добавив нечто большее, чем просто быстрый ответ. Это своего рода эволюция «нулевой строки выдачи», которая учитывает контекст и помогает проще и точнее отвечать на длинные голосовые запросы. Удобство для пользователей очевидно: не надо открывать сайты, ответ сразу перед глазами.
Но для меня и в целом рекламодателей здесь кроется главный вопрос: как Яндекс планирует монетизировать поиск, если привычная выдача будет кардинально меняться и сокращаться? Сейчас контекстная реклама органично вписана в список результатов, стилизована под естественные ссылки, и у неё много места. Если Нейро займёт центральное место, привычный формат может измениться кардинально.
Тем не менее, подход Яндекса похвальный: технология ускоряет и упрощает поиск, а значит, даёт больше пользы пользователям. Это важно для длинных голосовых вопросов, которые требуют чётких и быстрых ответов. SEO, конечно, тоже трансформируется, но пока не ясно куда вертеть диван. Как всегда, адаптация — ключ к успеху.
Как отключить Нейро в Яндекс и исключить свой сайт из него
Сейчас Нейро зашит в Яндекс Браузер и Поиск — он автоматически используется для информационных запросов. Если хотите включить стандартный поиск, передвиньте ползунок «Нейро» в неактивное положение.
Если это не сработало, то как отключить Нейро в Яндекс Браузере принудительно:
- зайдите в Поиск Яндекса,
- кликните Настройки,
- выберите Параметры,
- найдите раздел Инструменты,
- откройте вкладку Нейроинструменты,
- очистите кэш,
- перезайдите в браузер.
Убрать сайт из Нейро тоже можно. Для этого настройте запрет в файле robots.txt. Тогда сайт попадет в Нейро и быстрые ответы в Поиске.
Всплывающие окна
Готовые механики лидогенерации
Гибкая настройка за 10 минут
Библиотека картинок для любой отрасли
Заключение
- Яндекс Нейро — инструмент для интеллектуального поиска на основе нескольких нейросетей.
- С помощью Нейро можно искать ответы на вопросы, выполнять голосовой поиск, поиск по картинке или фотографии, подбирать товары или финансовые услуги.
- Нейро может приносить дополнительный трафик из Поиска, особенно региональным компаниям.
- в Нейро попадают сайты, которые нравятся поисковику Яндекса, находятся в Яндекс Товарах или настроены в Вебмастере.
- Можно отключить нейропоиск в Яндекс Браузере, чтобы ваш сайт не появлялся в ответах Нейро.
- Не стоит на 100% доверять ответам нейросети, проверяйте результат сами.
У Callibri есть телеграм-канал — присоединяйтесь, чтобы не пропустить свежие кейсы, материалы блога и обновления сервисов.
Комментарии