Теневой бан в Инстаграм: как его распознать и что делать, если аккаунт уже забанили?

Теневой бан в Инстаграм: как его распознать и что делать, если аккаунт уже забанили?

26 ноября 2020 31 51 30 251
Теневой бан в Instagram — это Кот Шредингера от мира SMM. Никто не знает наверняка, существует ли он, как работает и за что аккаунт могут забанить. Но говорят, что если показатели в статистике аккаунта внезапно начали падать, значит, это Инстаграм ограничивает показ публикаций.

А как вам такое: это падение не всегда происходит из-за того, что аккаунт попал под блокировку. Причина может быть в том, что SMM-щик где-то недосмотрел, что-то не сделал или сделал, но не правильно. Эти ситуации нужно уметь отличать.

Насколько реален теневой бан, как не попасть под блокировку и что предпринять, если это случилось, рассказывает Антон Стеньков, директор по развитию агентства Republic.

Что такое теневой бан и как его распознать?

Теневой бан — это занижение охвата ваших постов со стороны Инстаграм за злоупотребление механиками вовлечения, игровыми механиками и другими методами продвижения контента. Сюда же можно отнести накрутки подписчиков. 

Говорим сразу — обнаружить проблему поможет аналитика. Регулярно проверяйте статистику своего аккаунта, так вы сможете вовремя заметить, если что-то пошло не так. В первую очередь обратите внимание на:
  • Количество лайков и комментариев. Они внезапно снизятся, также как и вовлеченность. 
  • Снижение охвата. Это важный критерий. Если вы делаете все как всегда и обычно это работало, но охват падает, значит, ваши посты не показываются широкой аудитории.
Что еще: маленький охват новой аудитории через хэштеги. К сожалению, незнакомые с вами пользователи не увидят ваши посты по хэштегам. Чтобы точно убедиться, видны ваши публикации по хэштегам или нет, проверьте несколько постов вручную с другого аккаунта.
Если аккаунт в теневом бане, посты не будут отображаться по хэштегам и охват новой аудитории снизится

Помните: если совпал один фактор, это еще не означает, что аккаунт попал в теневой бан. Здесь нужно смотреть в динамике на все факторы хотя бы 3–4 дня.

Но даже если вы обнаружили что-то неладное, не спешите говорить про теневой бан. У снижения показателей могут быть и другие причины. А в бан аккаунт попадает только если вы нарушили правила использования соцсети.

Примечание. Есть несколько видов наказания за нарушение правил Инстаграма: бан, блокировка действий и теневой бан. Они немного различаются. При блокировке действий Инстаграм на время ограничивает некоторые из них, например, нельзя писать комментарии. Когда аккаунт попадает в бан, Инстаграм блокирует все действия и скрывает аккаунт, как будто его никогда не было. Владелец аккаунта ничего не может с этим сделать. Теневой бан — это тоже блокировка аккаунта. Но частичная — Инстаграм не блокирует действия, но ограничивает охват постов.

Как определить: аккаунт попал в теневой бан или охват снижается из-за проблем с контентом?

Рассмотрим примеры, когда аккаунт оказывается в теневом бане, потому что владелец нарушил правила площадки, и ситуации, в которых статистика аккаунта меняется не из-за блокировки.

Когда теневой бан

Ситуация 1
На аккаунт магазина дизайнерской одежды в Инстаграм подписно больше 10 тысяч пользователей. Новые посты стабильно видят 3–4 тысячи человек, их сохраняют, лайкают и делятся ими. Но создательница магазина захотела поднять показатели аккаунта, ей казалось, что так можно получить больше покупателей. Поэтому она придумала акцию, отправила рассылку своим подписчикам в Директ и начала следить за статистикой аккаунта. 

Но девушка не знала, что в Инстаграм есть лимиты, а массовые рассылки — нарушение правил. Поэтому она удивилась, когда обнаружила, что из тех же 10 тысяч подписчиков, публикации уже видят не 3–4 тысячи человек, а 1–1,5. Потом выяснилось, что и в рекомендации ее магазин не попадает, и посты по хэштегам выдаются реже. А в итоге аккаунт стагнирует: меньше лайков, меньше комментов, меньше охватов. 

Так выглядит теневой бан.
 
«А как я этого сразу не заметила?» — спросила она. Очень просто: когда аккаунт попадает в теневой бан, никаких предупреждений или оповещений не приходит. Если пристально не следить за показателями профиля, то понять что Инстаграм применил санкции можно только с помощью интуиции. На то он и теневой бан.

Ситуация 2
Начинающий бьюти-блогер, молодая девушка, решила отписать от себя всех, кто не лайкает посты и не смотрит сторис. 

Ожидание: в подписчиках останутся только самые преданные фанаты, уровень вовлеченности в профиле возрастет до небес, алгоритм Инстаграма начнет рекомендовать блог и активных подписчиков станет еще больше.

Реальность: Инстаграм понял, что начинающий блогер искусственно завышает свой уровень вовлеченности, и понизил приоритет в выдаче.

Это теневой бан.

Ситуация 3
Владелец гончарной мастерской листал ленту и увидел приглашение в «чат активности»: 
Участие в чатах взаимной активности, как и накрутка лайков, нарушает правила Инстаграм, за это можно попасть в бан

Он решил вступить и теперь лайкает, комментирует и сохраняет посты всех участников этого чата. И несколько своих постов туда, конечно, тоже отправил, потому что лайков много не бывает. Так создатель авторской посуды свернул с правильного пути на тропинку «черного» SMM. 

Ожидание: Инстаграм подумает, что посуда из этой мастерской очень нравится аудитории аккаунта, и начнет ее всем рекомендовать, как удачный вариант покупки посуды на кухню.

Реальность: Инстаграм понял, что владелец гончарной мастерской искусственно создает активность в своем профиле, и теперь пессимизирует весь его контент. 

Это теневой бан.

Когда не теневой бан

Ситуация 1
У салона цветов был расписан контент-план на год вперед, учтены все большие и маленькие праздники, записаны идеи для тематических букетов. А фотографии делали сами флористы, составляя букеты.

Начиналось все интересно: собирали композиции из редких цветов, для каждого букета подбирали подходящий фон. А потом сменили поставщика и вдохновение куда-то исчезло. В итоге контент стал однообразным, а аккаунт менее интересным. Со временем аккаунт салона стал получать меньше взаимодействий и реже появляться в ленте у пользователей. Охваты и прочие показатели медленно поползли вниз.
Снижение охвата в инстаграм не значит, что аккаунт попал в теневой бан, возможно, нужны новые идеи для контента

Обратим ваше внимание на четкое следование контент плану и поясним:
  • Если ваш контент становится однообразным и постепенно получает все меньше и меньше взаимодействий, то это не теневой бан.
  • Если вас лайкают друзья, а новой аудитории вы неинтересны, то это тоже не теневой бан.
Вам просто нужно пересмотреть контент-стратегию и контент-план.

Ситуация 2 
Бывает еще вот так. К вам пришел «специалист» и говорит: «За ручку приведу живых подписчиков по рублю, а если заплатите по два рубля, то будут эти подписчики живее всех живых!». Вы берете оптом тысяч пять или сразу пятьдесят. Счетчик подписчиков растет, а охваты и взаимодействия нет. Почему? Дело в том, что это были боты. Накрученные подписчики привели к ухудшению показателей. 

Боты не смотрят ваши посты, боты не лайкают вас и ER падает. Выдача в умной ленте падает из-за того, что процент взаимодействия аудитории с контентом сильно проседает. Инстаграм склонен считать ваш контент менее интересным, потому что аудитория с вами не взаимодействует. Это не бан (хотя за накрутки можно попасть в бан), это просто механика умной ленты.
 
И это не теневой бан.

Ситуация 3
Иногда вкусы аудитории меняются. Например, аудитория блогера, который рассказывает про подростковые проблемы, могла просто «вырасти» из этой темы. Старым подписчикам уже неинтересно слушать про первые поцелуи. Они росли вместе с блогером и выросли. В этом случае изменение вкусов аудитории — долгий процесс. Статистика при этом менялась постепенно.

Многие владельцы аккаунтов в принципе не смотрят статистику, но однажды добравшись до нее, начинают винить в низких показателях санкции от соцсети, что в корне неверно.

Бывает, что бизнес начинает поддерживать не близкие идеи и темы чуждые большей половине аудитории бренда. Например, аккаунт поучаствует в круговом гиве или поддержит явно неодобряемые темы. В этом случае аудитория может отвернуться от бренда насовсем. Это может произойти и постепенно и внезапно. Здесь следить нужно больше за хронологией событий и действиями в аккаунте.
Блоггер или бренд может потерять аудиторию в Инстаграм, если сделает то, что не нравится аудитории
Снижение активности в инстаграм может быть связано с тем, что интересы аудитории не учитываются и она уходит

Регина Тодоренко — яркий пример этого года, когда аудитория отвернулась от блогера-знаменитости в один момент. Ситуация была связана со скандалом после неудачных формулировок на публику Регины в сторону домашнего насилия.

После Регина предприняла ряд шагов по возвращению своей репутации, можно сказать, удачно.

Таким образом, взаимопонимание с аудиторией можно терять постепенно, а можно и единовременно. Но если ваш приоритет снижается из-за того, что вас чаще пролистывают, меньше взаимодействуют и тому подобное, вы постепенно теряете аудиторию. 

Но это не теневой бан.

Ситуация 4
Вы пропали на месяц-два, ушли в полный интернет-детокс. Возвращаетесь отдохнувшим, просветленным, но посты уже не набирают прежних показателей. Все потому, что Инстаграм не держал для вас местечко в лентах пользователей. В этом случае вы сами виноваты в том, что потеряли приоритет в ленте, и теперь его нужно возвращать.

Это тоже не теневой бан.

Итак, резюмируем:

Теневой бан — это снижение приоритетности выдачи вашего контента в Инстаграм. При этом есть разница между ограничением показов, когда вы сделали что-то неподобающее, а Инстаграм это распознал и «поставил вас в угол», и падением показателей из-за того, что вы просто что-то не доделываете. 

Как перейти на светлую сторону и выйти из теневого бана

Единой панацеи нет. Мы основываемся на том, что теневой бан тоже не навсегда — как говорят разные источники, он длится до 14 дней. Здесь мы собрали несколько способов как быстрее выйти из теневого бана:
  1. Сделайте перерыв в активности. Короткий детокс (хотя бы два-три дня) пойдет на пользу вашему аккаунту и алгоритм соцсети помилует вас. 
  2. Не используйте запрещенные хэштеги. Инстаграм автоматически блокирует записи с некоторыми хэштегами. Официального списка запрещенных хэштегов нет, но такие списки на практике собирают SMM-специалисты. Они выкладывают их в публичный доступ. Например, вы можете свериться с нашим списком запрещенных хештегов. Как правило, эти хэштеги связаны с призывами к розни, нетолерантности, с порнографией и другими незаконными тематиками.
  3. Отключитесь от всех автоматизированных сервисов. Здесь мы имеем в виду автопостинг, масслайкинг, массфоловинг и прочее. Алгоритм Инстаграм хочет избавить пользователей от недоброкачественного контента, поэтому контролирует любые инструменты автоматизации действий. Впрочем, чат-ботов разрешили — теперь они легальны.
  4. Избегайте жалоб на ваш аккаунт. То есть просто не давайте пользователям повода нажать на кнопочку «Пожаловаться». Создавайте качественный контент, который соответствует правилам Инстаграм и никого не обижает.
Через некоторое время проверьте, отображаются ли ваши посты по хештегам. Лучше использовать для этого сторонний профиль, никак не связанный с аккаунтом, который вы проверяете.

Советы, как себя хорошо вести и не попадать в бан

После снятия ограничений вы можете постепенно вернуть себе внимание аудитории. Рассказываем, что можно сделать:
  1. Хороший контент спасет мир. «Хороший» — это тот, который понравится вашей целевой аудитории и в черные списки не приведет. Используйте разные форматы: не только фото, но и карусель, видео, игры, опросы и так далее. Творческий подход спас не один аккаунт.
  2. Не спамить! Спам точно на вершину Инстаграма вас не вознесет, а только подножку подставит. Поэтому откажитесь от массовых рассылок в Директ, не делайте по сотне постов в день и не участвуйте в гивах.
  3. Только «белые» методы продвижения. Скажите «нет!» накруткам, масслукингу, масслайкингу, массфолловингу и прочим серым способам продвижения. Эти методы всегда имеют печальные последствия: разбираться с нецелевой аудиторией после придется только вам. 
Кроме того, вы можете ускорить процесс «оживления» аккаунта с помощью рекламы и конкурсов. Но важно не переборщить, чтобы призы не стали самоцелью подписки на ваш профиль.

Соблюдайте правила безопасности, усердно работайте и никакой теневой бан вам будет не страшен!

Поделиться:

Советуем прочитать:

Таргетированная реклама в Instagram: как настроить внутри соцсети и через Ads Manager
14.07.2020 113 85
Как провести конкурс в Инстаграм, если профиль еще не раскручен
17.05.2019 15 69
5 болей SMM-щика в Instagram: как исправить ошибки и увеличить охват постов
20.10.2020 3 18