Привет! На связи Данил Симонов, СЕО digital-агентства Taktika.
По собственному опыту могу сказать — далеко не все владельцы бизнеса понимают, зачем компании нужна сквозная аналитика. Да и что это такое знают не все: что-то слышали, но как это работает, какие задачи бизнеса решает?
В статье постараюсь ответить на эти вопросы, а также покажу на примере одного из наших проектов, что даже один элемент сквозной аналитики может быть полезен.
Сквозная аналитика — что это такое
Сквозная аналитика объединяет данные рекламных площадок, CRM-систем и других маркетинговых инструментов с данными сайта в единые отчеты и помогает анализировать эффективность вложений в маркетинг.
Сквозная аналитика состоит из:
Сквозная аналитика состоит из:
- CRM-системы,
- коллтрекинга,
- веб-аналитики,
- email-трекинга.
Правильно настроенная система отслеживает весь путь клиента, начиная от просмотра рекламного объявления, посещения сайта и заканчивая продажей и повторными продажами.
Зачем нужна сквозная аналитика
Если в двух словах, то сквозная аналитика помогает понять, какой именно источник трафика принес больше всего продаж, какое рекламное объявление было самым успешным — это позволяет корректировать кампании и растить прибыль. Как правило, компании, ещё не внедрившие сквозную аналитику, какой-то вид аналитики всё же используют: ведут таблицы в Excel с отчетом по коммуникации с клиентом и кратким содержанием разговора. По какому вопросу обратились, какую потребность хотели закрыть с помощью продукта, что удерживает от покупки, и т.д. На эту информацию маркетологи могут опираться, чтобы корректировать тексты объявлений и настройки аудиторий в рекламных кабинетах.
Этот метод может повысить конверсию в заявки и в продажи, но погрешности в такой статистике больше, чем например, в данных из CRM-системы, также как и затрат времени, отдела продаж и маркетинга. Качество рекламы в таком случае оценивают по окупаемости — что тоже вариант, если бюджеты невелики или канал рекламы один.
Обычно так делают в небольших организациях. Если же хочется больших масштабов, без сквозной аналитики не обойтись — иначе о связи продаж с конкретной рекламной кампанией придется только догадываться.
А если всё-таки без неё
Без анализа каналов рекламы, креативов и звонков вам будет сложно понять — продаж нет, потому что рекламные кампании настроены неудачно, или потому что отделу продаж не удается коммуникация с клиентами?
В случае, если маркетинг на аутсорсе, оценить эффективность подрядчика без аналитики тоже проблематично: продажи выросли, потому что вы вложились в рекламу, или по какой-то другой причине? Сквозная аналитика состоит из нескольких элементов, поэтому я бы выделил 2 стадии роста компании относительно внедрения этого инструмента:
- Нулевой уровень. Нет CRM — соответственно, в компании нет отчетности.
- Начальный уровень. Есть CRM и отчетность, но нет других элементов сквозной аналитики.
В первом случае стоит вести отчетность хотя бы в Excel, но заранее смириться, что большая часть информации о клиенте будет проходить мимо вас.
Когда CRM есть, но нет сквозной аналитики, маркетингу будет сложно понять, откуда идут продажи и куда стоит вкладывать бюджет. В этом случае маркетологам (штатным или подрядчикам) нужно заходить в CRM и смотреть, какие комментарии оставляют к звонкам продавцы. Если комментарии продавцов неинформативны (из разряда «Дорого», «Не берёт трубку»), просите их писать подробнее: почему дорого и какие ожидания по цене, почему отказался разговаривать, и т.д. Например, если ваш бизнес — это фитнес-клуб, то может выясниться, что при звонке каждый второй спрашивает, включены ли в стоимость карты сауна и бассейн.
Отсюда маркетологи смогут вынести гипотезу, что люди, на которых показывается реклама, тоже задаются этим вопросом, но не видят ответа в оффере, и поэтому не оставляют заявку. Значит, нужно поменять креативы и проверить, повысит ли конверсию новый вариант. При таком сотрудничестве с отделом продаж маркетологи могут понять, что именно нужно клиентам, что менять и на каком уровне: оффера, аудитории или социальной сети.
Как можно заметить, при отсутствии сквозной аналитики многое приходится делать «вручную». Но даже отдельные её элементы, помимо CRM-системы, могут дать обширный пул данных, с которыми можно работать — например, коллтрекинг.
Как коллтрекинг помог найти проблему: кейс Legko.Menu
Летом прошлого года к нам в Taktika Digital обратился стартап из Екатеринбурга по доставке здоровой еды Legko.Menu. Мы запустили рекламу, с лидами и заявками всё было в порядке, а конверсия в продажи оставалась низкой.
Мы подумали, что, возможно, ещё не нащупали то самое предложение, которое заставит лидов превратиться в клиентов и попросили заказчика установить коллтрекинг Callibri. Прослушав несколько разговоров, мы поняли, что отдел продаж работает слабо — менеджеры плохо знали меню, не ориентировались во времени доставки, невнятно отвечали на вопросы. Это негативно сказывалось на репутации бренда и на LTV, а в первое время бизнесу очень важно положительно зарекомендовать себя.
Поскольку проект был новый, так же как и команда, клиент просто не подозревал о существовании проблемы. Прочитав наш отчет, Legko.Menu сами прослушали разговоры через Callibri и убедились, что проблема появилась сразу на уровне отдела продаж. Чтобы дать продавцам возможность создать новые скрипты и повысить качество обработки заявок, мы приостановили трафик на месяц.
Мы подумали, что, возможно, ещё не нащупали то самое предложение, которое заставит лидов превратиться в клиентов и попросили заказчика установить коллтрекинг Callibri. Прослушав несколько разговоров, мы поняли, что отдел продаж работает слабо — менеджеры плохо знали меню, не ориентировались во времени доставки, невнятно отвечали на вопросы. Это негативно сказывалось на репутации бренда и на LTV, а в первое время бизнесу очень важно положительно зарекомендовать себя.
Поскольку проект был новый, так же как и команда, клиент просто не подозревал о существовании проблемы. Прочитав наш отчет, Legko.Menu сами прослушали разговоры через Callibri и убедились, что проблема появилась сразу на уровне отдела продаж. Чтобы дать продавцам возможность создать новые скрипты и повысить качество обработки заявок, мы приостановили трафик на месяц.
В итоге:
- Legko.Menu пересобрали отдел продаж, дали операторам скрипты и провели обучение, внедрили регламенты и KPI.
- Отдел продаж, зная, что их слушают, стал ответственнее относиться к делу — продавцы также слушают себя сами, и это помогает им корректировать свои ошибки и слабые места.
- Сервис не только позволяет вести аналитику лидов, звонков и эффективности каналов рекламы, но и РОПу помогает отслеживать работу отдела продаж.
Таким образом, сквозная аналитика, в данном случае её элемент — коллтрекинг, помог нам сэкономить усилия и время, а клиенту — деньги. Без отслеживания звонков мы бы продолжали тратить бюджет впустую и гадали, почему не работает реклама, а отдел продаж продолжал бы повторять собственные ошибки.
Выводы
Если по какой-то причине вы ещё не пользуетесь сквозной аналитикой, подумайте о своём решении ещё раз: это очень крутой, удобный инструмент, который сэкономит вам и вашей команде время и усилия, а также поможет выстроить грамотную маркетинговую стратегию. Необязательно подключать все элементы сразу — даже применив что-то одно, вы сможете оптимизировать рекламные кампании и экономить бюджет.
Комментарии