В мае 2017 года многие коммерческие ресурсы выпали из ТОП-10 и даже из ТОП-100 по общим и информационным запросам. Как следствие, просел поисковый трафик.
Официальные запросы в компанию Яндекс и анализ конкурентов позволили сделать вывод: поисковик в очередной раз сменил алгоритм. Теперь по наиболее «жирным» (то есть высококонкурентным и высокочастотным) общим запросам Яндекс отдает предпочтение каталогам (агрегаторам) и информационным ресурсам, принадлежащим крупным федеральным компаниям.
Например, выдача по «горячей» теме онлайн-касс сейчас выглядит так:
Все позиции органической выдачи заняты ресурсами, которые предоставляют полезную информацию: объясняют отличие онлайн-касс от обычных, разъясняют нюансы законодательства, сравнивают возможности моделей и т.д. Забегая вперед, скажем: многие ресурсы являются псевдоинформационными — компании уже адаптировались к новому алгоритму и активно применяют новые стратегии продвижения.
Все позиции органической выдачи заняты ресурсами, которые предоставляют полезную информацию: объясняют отличие онлайн-касс от обычных, разъясняют нюансы законодательства, сравнивают возможности моделей и т.д. Забегая вперед, скажем: многие ресурсы являются псевдоинформационными — компании уже адаптировались к новому алгоритму и активно применяют новые стратегии продвижения.
Средняя стоимость клика по тематике онлайн-касс на март 2018 года составляет 300 рублей. Однако ажиотаж на товар достигнет пика в последнюю неделю перед вступлением в силу закона 54-ФЗ, то есть 25-30 июня. А значит, следуя правилам аукциона, стоимость клика взлетит до непрогнозируемого максимума.
Как же быть, если в SEO «места заняты», а контекстная реклама не по карману?
Особенности поиска бизнес-информации
Почему смена алгоритма оказалась столь критична именно для B2B-сайтов? Почему нельзя сфокусироваться исключительно на брендовых запросах или уйти в стратегию продвижения по низкочастотным запросам?
Для сайтов бизнес-тематики продвижение по общим запросам и охват информационного спроса является важной частью стратегии продвижения. Это связано с особенностями поведения пользователей в сети.
Пример из B2C. Человек, который хочет заказать пиццу, не будет искать информацию о разнице между пиццей на тонком или пышном тесте. Он введет запрос «заказать пиццу» или «доставка пиццы». Такие запросы четко выражают намерение купить товар и называются транзакционными. Транзакционные запросы являются наиболее конверсионными для B2C-сайтов. В ситуации операционных продаж, когда необходимо считать стоимость каждого клика и снижать его цену, стратегия работы с транзакционными запросами наиболее выигрышная.
Совсем другая модель поведения в интернете для пользователя на рынке B2B. Трактор или аудит сразу в онлайн-корзину не положишь. Человек сначала изучает рынок, разбирается в характеристиках товара, сравнивает разные бренды, свойства и модели. Запрос в поисковике может быть сформулирован весьма размыто, например, «онлайн-касса», «бухгалтерские услуги» или «ленточнопильные станки». Пользователь не всегда сразу знает, как четко сформулировать запрос, он еще не определился ни с видом товара, ни с характеристиками, но хочет это изучить и ждёт развернутой информации. Компаниям важно получать трафик по общим запросам, даже если он не является в чистом виде конверсионным. В дальнейшем пользователю, который контактировал с сайтом, можно показать рекламные объявления или «догнать» его медийными баннерами.
На рынке B2B-услуга или товар имеют сложные характеристики, покупателю требуется развернутая консультация. Поэтому уже на этапе изучения общей информации начинается борьба за клиента. Кто наиболее подробно расскажет о товаре и покажет свою компетентность, тот и завоюет покупателя.
Поэтому, с одной стороны, логика Яндекса — выдавать по общим запросам информацию познавательного характера — вполне оправдана. Однако исключать из выдачи коммерческие ресурсы странно. Ведь именно на B2B-рынке большинство общих запросов подразумевает будущую покупку. Просто так ленточнопильными станками мало кто интересуется (кроме студентов металлургического факультета). А кто как не производители оборудования расскажут лучше всех о своих станках?
Как продвигаться B2B-компаниям в Яндексе по общим запросам?
Еще раз кратко сформулируем проблему: как охватить информационный спрос коммерческому сайту в условиях, когда Яндекс отдает приоритет в выдаче информационным ресурсам?
Очевидно, дать поисковику то, что ему нравится. Или собрать «свою» аудиторию другими способами.
Очевидно, дать поисковику то, что ему нравится. Или собрать «свою» аудиторию другими способами.
-
Создать информационный ресурс или радел на существующем сайте, посвященный тематике вашего бизнеса
Признаки качественного ресурса с точки зрения Яндекса:- большой объем информации по теме;
- статьи, показывающие товар/проблему с разных сторон;
- хорошо структурированная информация (плюсы/минусы, особенности выбора, таблицы, сравнения);
- «полезности» разного рода — возможность заказать консультацию, пройти мини-тест, получить информацию в онлайн-чате и т.д.
На вопрос, стоит ли создавать отдельный ресурс или можно добавить блог на существующем сайте, однозначного ответа нет. В таблице мы собрали основные плюсы и минусы обоих вариантов.
-
Расширять и сегментировать семантическое ядро
Проблема многих сайтов бизнес-тематики — ограниченное семантическое ядро. Товаров или услуг немного, а значит, и страниц ограниченное число. Используется специфическая лексика, часто — узкопрофессиональная. Яндекс же любит многостраничные сайты с объемными семантически богатыми текстами.
Создание блога решает эту задачу. Важно четко развести общие информационные запросы и коммерческие запросы по разным страницам. Все информационные запросы должны вести на блог, чтобы Яндекс не заподозрил ресурс в прямой коммерческой выгоде.
-
Размещаться на сайтах-агрегаторах и в популярных каталогах
В последние месяцы резко выросла видимость сайтов-агрегаторов. По многим запросам такие порталы как «Tiu», «Пульс цен» и «Blizko» занимают первые позиции в поиске.
Причина в том, что Яндекс сканирует домены. И если в целом он считает домен достойным, то конкретной странице поисковик отдаст приоритет в выдаче. Даже если это агрегатор, а не специализированный ресурс.
Формально агрегаторы не являются конкурентами, ведь это не сайты компаний. Однако в выдаче они конкурируют с сайтами компаний и «отъедают» большую долю трафика.
Можно успешно использовать эти ресурсы для размещения собственных статей или баннерной рекламы. Если уж место занято, пусть приносит пользу.
-
Размещаться на информационных ресурсах, которые уже хорошо ранжируются в Яндексе
Стратегия хороша тем, что позволяет охватить посетителей, которые могли бы перейти на ваш ресурс, находись он в первых строках поисковой выдачи.
Выбирайте ресурс, который соответствует вашей тематике и находится на первых позициях в поиске, то есть собирает «вашу» аудиторию. Варианты размещения могут быть разные — баннеры, контекстные ссылки, статьи-ссылки. Стоимость размещения на таком сайте обычно ниже, чем в Яндекс.Директе по тем же самым ключевым словам.
Проблема может быть одна: топовые информационные ресурсы часто принадлежат компаниям-конкурентам и не принимают к размещению рекламные баннеры сторонних организаций. Таких сайтов много, однако есть тематики, где аффилированных сайтов мало — это стройка, бухгалтерия, банки.
Например, по тематике строительства большинство ресурсов являются чисто информационными и принимают рекламу для размещения.
-
Задействовать все возможные инструменты
Принцип аукциона не дает возможности прогнозировать затраты. Иногда стоимость может достигать неоправданно высоких значений. В таком случае есть смысл задействовать различные смежные инструменты: пробовать рекламу в AdWords, соцсетях, медийно-контекстные баннеры и т.д.
Можно применять маркетинговые инструменты более широко, например, собирать вебинары и онлайн-конференции, получая таким образом лиды и в дальнейшем работая с аудиторией через e-mail рассылку.
Здесь нужно не забыть про анализ рекламных каналов: не все они могут быть одинаково эффективны, а вы будете тратить на них свое время и деньги. Для анализа вам понадобятся UTM-метки и динамический коллтрекинг. Например, Callibri.
Выводы
Яндекс заинтересован в том, чтобы предлагать пользователям наиболее релевантные страницы и в то же время получать прибыль с рекламы. Поэтому нас ждут постоянные изменения в работе поисковых алгоритмов. Универсального рецепта по продвижению для всех на все времена нет и быть не может. Надо максимально задействовать различные инструменты и возможности, тестировать и замерять их эффективность. После исключения неработающих каналов — добавлять новые и экспериментировать дальше.
Главное — не фокусироваться на одном инструменте и быстро менять стратегию при изменении внешних условий.
О том, как «договориться» с Яндексом и продвигаться по общим запросам рассказали руководитель проектов по продвижению компании «Сумма технологий» Ольга Булгакова и редактор Елена Дик.
В блоге Callibri вы можете найти полезные материалы для предпринимателей и маркетологов. Профессионалы и узкие специалисты в самых разных областях интернет-маркетинга делятся своими мыслями, взглядами, практическими наработками и рассказывают, как сделать бизнес успешнее.
У вас есть интересная тема и вы хотите стать нашим автором? Пишите нам!
У Callibri есть телеграм-канал — присоединяйтесь, чтобы не пропустить свежие кейсы, материалы блога и обновления сервисов.
Комментарии