Минус-слова для контекстной рекламы: 15 готовых списков и инструкция, как составить свой

Минус-слова для контекстной рекламы: 15 готовых списков и инструкция, как составить свой

02 февраля 2021 14 4 5 881
Упала задача по сбору семантики? Звонят с рекламы, а просят то, что вы не продаете?

В этой статье мы понятным языком расскажем о минус-словах и разберем нюансы работы с ними. Готовые списки минус-слов тоже дадим.

Что такое минус-слова и фразы и для чего они нужны

Словарь маркетолога говорит, что минус-слова — это:
набор слов, который прописывается в настройках контекстной рекламы, чтобы исключить показ объявлений нецелевой аудитории. Это значит, что пользователи, которые ввели в поиск минус-слова, рекламное объявление не увидят.
По аналогии, минус-фразы — это составные конструкции слов, по которым тоже не должна показываться ваша реклама.

К примеру, продвигая офисные пространства, мы не хотим, чтобы наше объявление увидели по запросу «скачать сериал Офис бесплатно». Значит, в минус-слова попадают связанные с сериалом слова: «сериал»,«сезон», «скачать», «Майкл Скотт» и т.д.
Сначала добавьте в список минус-слов очевидно лишние запросы
Зачем нужны минус-слова? Если кратко — чтобы не сливать бюджет в трубу. 
  • Внедрив минус-слова, вы не будете платить за переходы людей, которым не интересно ваше предложение. Они просто не увидят вашу рекламу поисковой выдаче.
  • Таким же образом вы повысите CTR объявления, ведь его покажут людям, которые с большей вероятностью сделают заветный клик.
Проще говоря, вы отсекаете от кампании нецелевые клики и показы. 

Хочу готовый список минус-слов

Универсального списка слов, который избавит вас от нецелевых показов, не существует. В идеале для каждого проекта составляется уникальный список минус-слов — этим мы займемся дальше.

Тем не менее, мы собрали несколько типовых списков минус-слов и делимся ими с вами.

Не поленитесь отредактировать их под свои цели: некоторые слова окажутся бесполезными, а другие вообще могут оказаться целевыми для вашего проекта. Как правильно редактировать списки, расскажем ниже.

А пока забирайте: 

Редактируем готовые списки

На что ориентироваться при работе со списком? В конечном итоге он должен состоять только из слов, которые надо исключить из ваших кампаний. Чтобы упростить задачу, выделите группы, которые разобьют весь массив слов на понятные части.

Например, у вас интернет-магазин фотоаппаратов в Екатеринбурге. Примерные группы минус-слов в таком случае:

Нерелевантные услуги (магазин продает фотоаппараты, а не дает в аренду, не реставрирует и не чинит):
  • арендовать,
  • аренда,
  • ремонт,
  • реставрация,
  • починить.
Вторичный рынок (магазин продает только новые фотоаппараты):
  • б/у,
  • подержанный,
  • барахолка,
  • бу,
  • авито.
Обучающий контент (магазин продает фотоаппараты, а не учит фотографировать):
  • курсы,
  • учить,
  • обучение,
  • классы,
  • вебинар.
Комплектующие (магазин продает не все детали):
  • линзы,
  • штатив,
  • пленка,
  • аккумуляторы,
  • объектив.
Другие города (Магазин в Екатеринбурге, значит другие города не нужны):
  • Москва,
  • Санкт-Петербург,
  • Нягань,
  • Улан-Удэ,
  • Новосибирск.
Для крупного московского магазина, который доставляет товары в несколько городов РФ, продает все виды комплектующих и проводит мастер-классы по фотосъемке минус-слова будут уже другими, смекаете?

Иными словами, возьмите наши готовые списки и прогоните их через персональные фильтры. Исключите все лишнее. Готово!

Как составить свой список минус-слов?

Чтобы создать свой список минус-слов, придется потрудиться. 

С этим поможет, к примеру, Livepage.pro. В отдельное окошко занесите ключевые слова, затем просмотрите и добавьте в минус-слова все, что не относится к вашей рекламной кампании.
Как составить список минус-слов с Livepage.pro
Также минус-слова вычленяются и по аналогии с тем, как мы выше описали редактуру списков. Например, внесите в них ненужные города, материалы, виды услуг и т.д. Расширьте этот перечень синонимами, а также склонениями. Вот и ваш список минус-слов. 

Необязательно все делать вручную. Есть оружейная сервисов и инструментов для сбора ключевых слов, выявления минус-слов и работы с ними. Сохраняйте:
  • Яндекс.Вордстат — инструмент для поиска ключевых слов на основе запросов реальных пользователей. Выберите регион и введите в поле ключевой запрос. В левой колонке будет то, что люди искали введенному ключу, а в правой похожие запросы. Все это сопровождается количеством показов в месяц, по которым можно анализировать частоту запросов. Как он помогает найти минус-слова? К примеру, вы хотите, чтобы объявление увидели люди, покупающие физические копии книг жанра фэнтези. Введя в строку «книги фэнтези», вы увидите запросы «книги фэнтези скачать бесплатно», «книги фэнтези онлайн полностью» и прочие вещи, лишние для вашей рекламы. Это и есть ваши минус-слова.
  • Yandex Wordstat Assistant — браузерное расширение Chrome, помогает упростить сбор минус-слов через Яндекс.Вордстат. Расширение добавляет + к каждому запросу в списке — останется кликнуть на нужные и выгрузить готовый список, переносить каждый запрос в Excel руками не нужно. Также расширение проверяет дубли, сохраняет созданные списки при закрытии браузера и синхронизирует во вкладках.
    Как подобрать минус-слова для Яндекс.Директа: пример расширения для Вордстат
  • Планировщик ключевых слов Google Ads — собирает ключевые слова по всему вашему сайту, либо с конкретных заданных страниц. А также по названию продукта и прочих услуг с сайта. Если вы уже запускали рекламную кампанию, откройте отчет по поисковым запросам и посмотрите, как пользователи попадали к вам на сайт. Останется только выделить ненужные запросы из тех списков, что соберет Планировщик, и покажет отчет. 
  • KeyCollector — платный сервис, который помогает собрать семантическое ядро сайта. Эти данные станут основой для работы с Яндекс.Вордстат или Livepage.pro.
  • SemRush — сервис обещает «проанализировать базу из 20 млрд ключевых слов для 130 стран». Среди 6 инструментов для целей SEO вы найдете и тот, что соберет запросы по вашей теме. Аналогично данным KeyCollector, эти запросы станут базой для работы с другими сервисами по сборке минус-слов.
  • Livepage.pro — генератор минус-слов. Загружаете весь массив своих ключевых слов, а затем кликаете на те, что не подходят для рекламной кампании. После этого сервис формирует список минус-слов, готовый для загрузки в рекламные системы.
  • Prodalet.ru — сервис, который разобьет готовый список запросов на группы и поможет сформировать из них список минус-слов.
  • Инструмент для склонения минус-слов — сервис склоняет уже существующие минус-слова. Это важно, ведь Google Ads не умеет склонять. Все формы слова придется добавить в кабинет вручную.
  • Инструмент для преобразования строки в столбцы — спасение на тот случай, если ваши ключевые слова и минус-слова вдруг записаны в строчку, а не в столбик.
    Набор минус-слов для Директа и Google Ads можно перевести из строки в список одним кликом
Еще список минус-слов расширят синонимайзеры. Подбирайте и добавляйте синонимы к уже существующим минус-словам:
Помимо этого, дополнить список минус-слов можно... погуглив. Просто введите пару-тройку своих ключевиков в поисковик. Первые страницы выдачи содержат самые релевантные результаты. В них обязательно найдется то, что без всяких сервисов обоснуется в вашем списке минус-слов.

Например, мы набрали в поисковике слово «мельница» и получили в выдаче ЖК, музыкальную группу, концертное агентство, анимационную студию и памятники архитектуры. Если вы при этом продаете сельскохозяйственные инструменты и механизмы, то каждый запрос из названных выше автоматически попадает в ваши минус-слова.
Как найти минус-слова в Google
Все эти действия еще не гарант успеха. Предварительно собранный список отсечет основные нецелевые запросы, но невозможно с первого раза найти все минус-слова. Человек способен набрать в поисковике неожиданный запрос, который приведет его к объявлению.

Поэтому регулярно обновляйте минус-слова, особенно в первый месяц с запуска рекламной кампании. Проверяйте, что именно привело пользователя на ваш сайт. В помощь отчеты по поисковым фразам в рекламных системах, Яндекс.Метрике и Google Аналитике, а также динамический коллтрекинг.

Сервис фиксирует все звонки с контекстной рекламы, а также определяет поисковый запрос, который пользователь набрал в поиске перед звонком.

Например, в коллтрекинге Callibri эти запросы хранятся вместе с записью звонка в Едином Журнале Лидов:
Коллтрекинг показывает поисковые запросы, по которым с контекстной рекламы пришли клиенты
Проанализируйте отчет и добавьте ненужные запросы в минус-слова рекламной кампании. На примере выше все хорошо: мы видим, что запросы целевые (аренда офисов), либо люди в поисках конкурента нашли нас. Но может быть наоборот.

Это справедливо для компаний, в которые чаще звонят. Если же вам чаще пишут, то МультиЧат Callibri соберет аналогичные данные по обращениям в чат на сайте.
Подробнее о сервисе

Минус-слова для РСЯ

Рекламная сеть Яндекса не работает по правилам поисковиков. При использовании минус-слов РСЯ исключает из показов целые площадки с тысячами пользователей. Тут вы рискуете отсечь больше аудитории, чем планировали.

Поэтому для РСЯ минус-слова подбирайте с особой осторожностью. Используйте парочку лайфхаков: 
  1. Универсальные списки. Вряд ли вам нужны площадки, куда приходят скачать бесплатно реферат. Ну или порно. Эти слова всегда есть в универсальных списках, не стесняйтесь добавить их себе.
  2. Омонимы. К примеру, лук на одной площадке — ингредиент для супа, а на другой — опасное оружие. Также машина может быть стиральной на одном форуме и электрокаром в другом месте. Проведите исследование и исключите слова, которые выведут объявление на сайте садоводов, а не там, где ищут банковские кредиты. Ну вы поняли: банки и банки.
  3. Нежелательные площадки. Сразу добавляйте названия конкретных площадок. Например, YouTube или Авито, если там неподходящая вам аудитория. 

Операторы для минус-слов

Используйте операторы, если хотите исключить нецелевые показы и повысить точность ключей в контексте.
Операторы — это символы, которые задают конкретную форму склонения, падежа в ключевом слове, а также параметры, которые повышают эффективность рекламы.
Без операторов ваши ключи появятся в поисковике по широкому соответствию. Объявления увидит каждый человек, который ввел в строку поиска хоть что-то, где есть ключевое слово в любой форме, его синонимы и т.д.

Если вы продаете котят, но в качестве ключевого слова используете просто запрос «купить котят», то ваше объявление попадет в выдачу по широкому соответствию. Его увидят те, кто набирает в строке поиска «купить корм для котят». Это не ваши клиенты, у них уже есть кошка.

А вот если вы укажете ключевую фразу с оператором " " (кавычки): "купить котят", то объявление покажется только по такому запросу без всяких добавлений.

Это же относится к минус-словам: чтобы случайно не исключить из показов полезные запросы, используйте операторы.

Какие основные операторы используют в настройке кампаний Яндекс.Директ?
  1. [] (квадратные скобки) закрепляют порядок слов, точное соответствие. Если вы заключите минус-слово или словосочетание в квадратные скобки, оно точно исключится из выдачи.
  2. ! (восклицательный знак) фиксирует точную форму слова, перед которым его поставили. С его помощью вы закрепите слово в нужной форме и падеже.
  3. + (плюс) фиксирует служебные части речи: предлоги, союзы, частицы и т.д. Прописав «работа +на дому», вы исключите запросы типа «работа в доме»,«работа по дому» и т.д.
  4. " " (кавычки) фиксируют точное количество слов запроса. Допустима смена порядка, но не количества.
В рекламном кабинете Google используются типы соответствия:
  • Широкое соответствие стоит по умолчанию. Это значит, что в своем запросе пользователь может использовать минус-слова в любом порядке, и вашу рекламу он не увидит. Здесь не используются операторы.
  • Фразовое соответствие исключает объявление из показа, если пользователь указал в запросе минус-слова в установленном вами порядке. Даже если в запросе были дополнительные слова, объявление он не увидит. Фразовое соответствие закрепляется оператором " " (кавычки).
  • Точное соответствие исключает объявление из показа, если пользователь набрал минус-слова в установленном вами порядке и других слов в его запросе нет. А вот если кроме минус-фразы пользователь добавил какое-то слово, рекламу он может увидеть. Точное соответствие закрепляется оператором [] (квадратные скобки).
Однако кабинет может выдать ошибку при наличии недействительных символов в минус-словах и фразах. Например, оператор ! (восклицательный знак) для Яндекс.Директа не будет работать в кабинете Google, его использование приведет к ошибке.

Советуем регулярно проверять актуальность операторов для работы в рекламных кабинетах. Эту информацию можно найти в официальных справках Яндекса и Google.

Заключение

Подведем итоги.
  • Минус-слова и фразы экономят бюджет и повышают качество рекламы.
  • Не существует идеального готового списка минус-слов, но есть типовые списки, на основе которых можно строить свою кампанию. Не забывайте их редактировать.
  • Используйте разные источники для сбора минус-слов и не забывайте про сервисы, которые облегчат вам жизнь.
  • После запуска рекламы не забрасывайте дополнение списков, постоянно корректируйте минус-слова и фразы с помощью аналитики. К примеру, с помощью коллтрекинга.
  • Регулярно проверяйте в справках рекламных кабинетов обновления правил работы с операторами минус-слов.
Чем качественнее настроена реклама, тем больше шансов, что целевая аудитория нагрянет на ваш сайт. И больше шансов получить желаемые лиды.

А если у вас есть крутой и действенный список минус-слов — делитесь им в комментариях, помогайте коллегам!

Поделиться:

Советуем прочитать:

Как избавиться от рутины в контекстной рекламе: разбираемся в сервисах автоматизации
22.10.2019 2 6
Что входит в SEO-продвижение сайта: чек-лист по проверке подрядчика
27.07.2020 4 8
40 сервисов для SEO-специалистов
13.10.2020 0 16