В 2024 произошло сразу несколько знаменательных событий в сфере маркетплейсов — рекламная выручка Ozon превысила выручку VK, у Яндекс Маркета появился свой бренд товаров для дома, а объединение Wildberries и ГК Russ стало одной из самых обсуждаемых новостей лета. На всех площадках активно внедряют AI-инструменты, развивают рекомендательные системы. В статье рассмотрим, как изменения и тренды повлияют на бизнес и к чему готовиться селлерам в новом году.
Рост и развитие маркетплейсов: статистика и факты
По данным Data Insight, самым крупным маркетплейсом в 2023 году стал Wildberries.
Он показал рост продаж на 73% и заказов на 104%, общий объём торговли составил 2 143 700 млн ₽. За ним следует Ozon, который продал товаров на 1 566 400 млн ₽, при этом увеличил продажи на 103% и количество заказов на 105%.
На третьем месте Яндекс Маркет с более скромными показателями: объём продаж 370 600 млн ₽, что на 57% больше, чем в прошлом году. Количество заказов на Яндекс Маркет тоже выросло — на 101%.
Динамика свидетельствуют, что у покупателей растёт интерес и доверие к этим платформам. Это подтверждает и другое исследование Data Insight — 80% опрошенных заказывают товары на маркетплейсах не реже 2-3 раз в месяц.
В первом полугодии 2024 года рост продаж на маркетплейсах был не такой бурный и составил всего 21%. Эксперты считают, что замедление было неизбежно — после ажиотажа 2023 года должен произойти спад. Причина проста — площадки прошли пик роста и теперь будут развиваться меньшими темпами.
Наиболее вероятен прогноз, что маркетплейсы продолжат развиваться. Темпы роста будут аналогичны 2024 году. Основные факторы для этого — увеличение объёмов онлайн-торговли, расширение ассортимента товаров, внедрение искусственного интеллекта для лучшей персонализации предложений и оптимизации процессов. Покупать на маркетплейсах станет ещё более удобно и выгодно.
На всех маркетплейсах есть рекламные инструменты. Так, 90% товаров на Wildberries в топе выдачи — рекламные размещения. Бесплатное продвижение тоже работает — например, с помощью ключевых слов в описании товаров. Но обычно бесплатные инструменты используют как вспомогательные, а не основные.
Платные рекламные форматы на маркетплейсах к 2025 году остаются без изменений: это баннерная реклама, бренд-зоны, рекомендательные блоки на главной странице, реклама в карточках конкурентов и в каталоге.
Но случились и обновления:
Ozon запустил бесплатный инструмент для продавцов — подборки товаров, которыми можно делиться во внешних каналах, например, соцсетях.
В июле 2024 Яндекс Маркет создал виджет, который поможет селлерам увидеть прогноз по медийным кампаниям.
В Яндекс Маркете теперь можно продвигать товары через видеобаннеры на главной странице.
В Директе появился новый тип кампаний — продажи на маркетплейсах, который поможет продавцам продвигать товары через поисковые системы.
Главным трендом остается развитие существующих форматов и упрощение работы для продавцов. Так, Яндекс предлагает продавцам Маркета потоварные рекомендации ставок для товарных кампаний.
Основные технологии, которые внедряют в маркетплейсы, это:
Искусственный интеллект. Сейчас маркетплейсы предлагают пользователям автоматизированные решения на основе ИИ — так, в Яндекс Маркете вы можете составить объявление с помощью YandexGPT. Нейросеть генерирует как заголовок для карточки товара, так и описание. В апреле 2024 свою нейросеть запустил Avito — она помогает составить текст объявления с учетом требований площадки.
Рекомендательные системы и машинное обучение. В 2022 году заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев раскрыл алгоритм действия рекомендательных систем маркетплейса. На тот момент машинное обучение на площадке использовали более 10 лет. Сейчас рекомендательные системы внедрены во все российские маркетплейсы — именно они составляют персональную подборку товаров, опираясь на поведение пользователя. Работу над развитием машинного обучения маркетплейсы ведут непрерывно.
Роботы на складах. В Amazon работает более 800 000 роботов. В 2024 году к тестированию роботов-грузчиков приступили и на складах Wildberries. Яндекс Маркет не отстает — весной 2024 начался тест «Роборуки». С помощью роботизированных решений компании хотят снизить нагрузку на складских сотрудников и повысить качество работы.
Есть и другие высокие технологии, которые используют на складах маркетплейсов. Системы управления логистикой помогают оптимизировать складирование, отгрузку и доставку товаров. Для минимизации ручного труда используют системы видеораспознавания и электронные ценники.
Перечислим основные тенденции в поведении онлайн-покупателей в 2022-2023 годах. Они будут актуальны и сейчас, и в следующем году.
Покупатели сразу ищут товар на маркетплейсах. Это результаты опроса, 80% пользователей переходят сразу в маркетплейсы, минуя поисковые системы и сайты-отзовики. Согласно исследованиям, основная причина — желание ознакомиться с реальными отзывами и богатый ассортимент. Еще маркетплейсы удобнее: можно сравнить товары от разных продавцов, выбрать доставку в ближайший дом и оплатить корзину в пару кликов.
Люди реже совершают необдуманные покупки. Согласно опросу, 30% покупателей сначала добавляют товар в «Избранное», а 29% — в корзину. Чтобы бороться с отложенными покупками, Яндекс Маркет предложил селлерам новый инструмент. Теперь продавец может установить скидку от 3 до 25% на товар, который долго лежит у пользователя в корзине.
Люди покупают крупногабаритные товары. Спрос на мебель в 2024 году вырос на 223%. На маркетплейсах чаще стали покупать оборудование для бизнеса, а также начались первые продажи китайских автомобилей. Маркетплейсы подстроились под этот тренд и увеличили допустимые габариты товаров. Например, с октября 2024 года Ozon увеличил максимальный вес крупногабаритного товара с 80 до 120 кг.
В 2025 году люди станут больше доверять рекомендациям искусственного интеллекта и заказывать предложенные им позиции. Статусные и имиджевые товары уже не в тренде. Покупатели будут тщательнее сравнивать цену и скорость доставки заказа на разных площадках, чтобы найти наиболее выгодное предложение. Также они будут обращать внимание на отзывы и учитывать их при принятии решения. Потребители продолжат акцентировать внимание на экологичности товаров. Ожидается тренд на покупку продукции местных производителей — люди выбирают их, чтобы поддержать экономику своего региона.
Чтобы быть готовыми к новым реалиям в онлайн-продажах, селлерам следует не отставать от трендов.
Используйте искусственный интеллект и машинное обучение, которые способны взять на себя большинство рутинных процессов. Например, создавайте карточки товаров для Яндекс Маркета с помощью ИИ — так вы сократите время на подготовку описания и точно не попадете под блокировку.
Отслеживайте новости маркетплейсов. Достаточно подписаться на официальные соцсети. Не пропустите, если появятся новые рекламные форматы или инструменты продвижения. Такие, как Яндекс Ритм.
Следите за изменениями в предпочтениях потребителей. В 2025 году это интерес к ESG-товарам, быстрой доставке и местной продукции. Возможно появятся и другие, менее глобальные, тренды. Поэтому лучше всё время держать руку на пульсе. Так вы сможете вовремя включить в ассортимент популярные товары, а невостребованные убрать из продажи.
Следите за изменениями, чтобы оставаться конкурентоспособными, а ваши клиенты оставляли только положительные отзывы.
У Callibri есть телеграм-канал — присоединяйтесь, чтобы не пропустить свежие кейсы, материалы блога и обновления сервисов.
Комментарии